Психология памяти

Память как высшая психическая функция. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Виды памяти и процессы памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Особенности кратковременной памяти, ее механизмы и связь с сознанием. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Явление перекодирования материала при его переводе в долговременную память. Связь долговременной памяти с мышлением и речью. Смысловая организация долговременной памяти.

Принципы организации памяти. Теории памяти. Понятие ассоциации, ее виды: по смыслу, по смежности, сходству и контрасту. Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Теория и механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева. Исследование памяти в когнитивной психологии. Физиологические механизмы памяти. Нейронная теория. Молекулярная теория памяти. Роль РНК в работе и функционировании долговременной памяти.

Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального применения. Логическая память. Аномалии памяти. Нарушения памяти при заболеваниях. Связь этих нарушений с изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его объяснение.

Память и научение. Развитие и тренировка памяти. Связь памяти и внимания. Память и деятельность. Совершенствование запоминания. Роль интереса и эмоций в процессах запоминания и воспроизведения материала. Совершенствование запоминания. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Значение установки на запоминание для продуктивности запоминания. Зависимость запоминания от активности работы с материалом. Условия успешного воспроизведения. Подбор и использование средств-стимулов для припоминания. Значение структурирования материала для его запоминания. Отрицательная роль интерференции при запоминании. Использование воображения, образного восприятия и мышления для лучшего запоминания. Формирование мнемических действий и их значение для совершенствования памяти. Забывание и борьба с ним. Явление реминисценции. Роль повторений в запоминании.

Мнемические свойства личности. Общий уровень развития памяти, уровень развития отдельных видов памяти, соотношение запоминания и сохранения информации, объем, точность, мобилизационная готовность памяти, уверенность в правильности воспроизведения. Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.

Семинарское занятие: Психология памяти.

Примерные темы рефератов:

1. Виды и теории памяти.

2. Индивидуальные особенности памяти, мнемические свойства личности.

3. Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.

4. Память и научение.

Практическое занятие: Психология памяти.

Самостоятельная работа. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Принципы организации памяти. Теории памяти. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Мнемические свойства личности. Способы управления памятью.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 5, 9, 10, 15, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 39, 40, 43, 44, 48].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: