И определения рыночной структуры

На основании имеющихся данных о рыночной доле проведем расчет семи известных показателей концентрации данного рынка.

Таблица 1. Исходные данные для расчета:

Предприятие Объем реализованной продукции Рыночная доля
Предприятие 1 3 254,0 0,034
Предприятие 2 8 069,0 0,083
Предприятие 3 132,8 0,001
Предприятие 4 100,6 0,001
Предприятие 5 3 737,0 0,039
Предприятие 6 24 517,0 0,253
Предприятие 7 57 144,0 0,589
Итого 96 954,0 1,000

Решение:

1) Определим индекс концентрации- показывает долю выпуска, приходящуюся на крупнейших фирм в отрасли (

При –не концентрированный

При - умеренно концентрированный

При - высоко концентрированный

= за исследуемый период рынок является высоко концентрированным.

2) Определим индекс Индекс Херфиндаля — Хиршмана –сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке :

Индекс принимает значения от 0 до 1 =

0,421 –высокое значение индекса концентрации.

3) Определим дисперсию рыночных долей

где – средняя рыночная доля

Чем выше величина дисперсии, тем более концентрирован рынок. Если у фирм одинаковые доли .

4) Определим индекс Холла-Тайдмана –рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм и их рыночных долей

- роли i-ой фирмы ( присваивается самой крупной фирме по размеру и далее по уменьшению размеров фирм).Максимальное значение =1 (монопол.),минимальное - – совершенная конкуренция

5) Дисперсия логарифмов рыночных долей- оценивает неравномерность распределения рыночных долей.

Чем больше значение этого показателя, тем выше концентрация фирм на рынке.

6) Индекс энтропии

Чем выше показатель энтропии, тем ниже рыночная власть фирм и ниже концентрация продавца – величина - низкая, что свидетельствует о высоком уровне концентрации на рынке.

7)Коэффициент относительной концентрации – основан на сопоставлении числа крупнейших (как правило трех)предприятий на рынке

- доля числа крупнейших предприятий в общем числе предприятий рынка в %

-доля продаж крупнейших предприятий в общем объеме реализуемой продукции в %

;

– рынок конкурент

при -между долями фирм существует линейная зависимость.

-концентрация отсутствует, рынок конкурент

-высокая концентрация.

Исходные данные для расчета практической задачи приведены в таблице 2.

Рыночную долю каждого предприятия необходимо вычислить в долях, от общего объема, реализуемого всеми предприятиями.

проанализировать полученные результаты;

результаты расчета и анализа оформить в виде отчета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: