На основании имеющихся данных о рыночной доле проведем расчет семи известных показателей концентрации данного рынка.
Таблица 1. Исходные данные для расчета:
Предприятие | Объем реализованной продукции | Рыночная доля |
Предприятие 1 | 3 254,0 | 0,034 |
Предприятие 2 | 8 069,0 | 0,083 |
Предприятие 3 | 132,8 | 0,001 |
Предприятие 4 | 100,6 | 0,001 |
Предприятие 5 | 3 737,0 | 0,039 |
Предприятие 6 | 24 517,0 | 0,253 |
Предприятие 7 | 57 144,0 | 0,589 |
Итого | 96 954,0 | 1,000 |
Решение:
1) Определим индекс концентрации- показывает долю выпуска, приходящуюся на крупнейших фирм в отрасли (
При –не концентрированный
При - умеренно концентрированный
При - высоко концентрированный
= за исследуемый период рынок является высоко концентрированным.
2) Определим индекс Индекс Херфиндаля — Хиршмана –сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке :
Индекс принимает значения от 0 до 1 =
0,421 –высокое значение индекса концентрации.
3) Определим дисперсию рыночных долей
где – средняя рыночная доля
Чем выше величина дисперсии, тем более концентрирован рынок. Если у фирм одинаковые доли .
4) Определим индекс Холла-Тайдмана –рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм и их рыночных долей
- роли i-ой фирмы ( присваивается самой крупной фирме по размеру и далее по уменьшению размеров фирм).Максимальное значение =1 (монопол.),минимальное - – совершенная конкуренция
5) Дисперсия логарифмов рыночных долей- оценивает неравномерность распределения рыночных долей.
Чем больше значение этого показателя, тем выше концентрация фирм на рынке.
6) Индекс энтропии
Чем выше показатель энтропии, тем ниже рыночная власть фирм и ниже концентрация продавца – величина - низкая, что свидетельствует о высоком уровне концентрации на рынке.
7)Коэффициент относительной концентрации – основан на сопоставлении числа крупнейших (как правило трех)предприятий на рынке
- доля числа крупнейших предприятий в общем числе предприятий рынка в %
-доля продаж крупнейших предприятий в общем объеме реализуемой продукции в %
;
– рынок конкурент
при -между долями фирм существует линейная зависимость.
-концентрация отсутствует, рынок конкурент
-высокая концентрация.
Исходные данные для расчета практической задачи приведены в таблице 2.
Рыночную долю каждого предприятия необходимо вычислить в долях, от общего объема, реализуемого всеми предприятиями.
проанализировать полученные результаты;
результаты расчета и анализа оформить в виде отчета.