Путь Украины к рыночной экономике нетрадиционен. Более 70 лет в республиках, как и во всем Советском Союзе создавалась иная, отличная от рыночной, модель экономики. В СССР строилась экономическая систе-ма, покоящаяся на теоретических моделях социалистического общества К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.
Современной независимой Украине нужна своя, особая модель, которая учитывала бы все особенности нынешнего положения общества:
- кризисное состояние экономики;
- разрыв связей с ближним и дальним зарубежьем;
- психологические и национальные особенности людей;
- политическую ситуацию: отсутствие единства действий властных структур и множества партий;
- наличие природных ресурсов;
- зарубежную помощь(ЕС, МВФ и др.);
- приверженность многих людей к прежней системе хозяйствования.
[ „ Экономика и экономическая теория”.Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск” 2001г.- с. 277].
| Украина выбрала путь к социально-ориентированной рыночной экономике: непростой и болезненный, он предусматривает разрешение |
| комплекса кардинальных проблем: |
| 1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспе-чение экономической равноправности, разгосударствления экономики; |
| 2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление |
| ее дефицитного характера; |
| 3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, |
| преодоление инфляционных процессов; |
| 4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования |
| “освобождения цен на основную часть продукции промышленности, |
| сельского хозяйства, сферы услуг; |
| 5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предп- |
| риятий и населения, научного обеспечения экономики; |
| 6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства; |
| 7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и |
| профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, |
| к работе в условиях рынка в Украине пока что готовы не больше 5% |
| руководителе и специалистов экономических служб предприятий. |
| Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть |
| и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно |
| той его части, которая получает низкие доходы. |
| Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине |
| только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не |
| конечной целью радикальной перестройки экономической системы |
| общества, а только способом решения его кардинальных социально- |
| экономических проблем с целью реального повышения уровня благосос- |
| тояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентиро- |
| ванного рынка. |
| В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго |
| будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает |
| существование в течение относительно продолжительного времени наряду |
| с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусмат- |
| ривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического |
| регулирования. |
| Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, |
| милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших |
| задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного |
| регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка |
| на началах приоритетности производства социально значимой продукции. |
| Пропорции между частным и государственным секторами будут |
| постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный |
| период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликта- |
| ми и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока |
| [Корнаи Я. «Путь к свободной экономике» изд. «Экономика» 1993г., с.64]. |
| Хотя попытки смоделировать новую парадигму Украинской экономии- |
| ки на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыноч- |
| ного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического |
| подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинс- |
| тво цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики |
| никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому |
| содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы пере- |
| устройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли |
| не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения |
| модели экономического развития являются настолько динамичными и |
| быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости |
| весьма отдаленно напоминают исходное состояние. |
| Безусловно, постсоциалистический характер украинской экономики |
| является важным, но не единственным определителем сущностных черт |
| будущей модели национальной экономики. В ситуации, когда и нацио- |
| нальная экономика, и значительная часть населения находятся у последней |
| черты, попытка опираться сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги |
| не толкло обречена на провал. но и чревата в наших условиях ныступления |
| дикого рынка, сверхкоррупции, катастрофической социальной поляриза- |
| ции общества и однозначным взрывом в результате. Учитывая, что со- |
| циальное рыночное хозяйство представляет собой путь, отличный от |
| центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь |
| “невидимой рукой” рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо |
| модели рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на |
| роль новой парадигмы экономики второй половины двадцатого века. |
| Выстраивая парадигму Украинской экономики, нужно уберечься от |
| двух крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного |
| нет нигде в мире; во-вторых, попуток слепого заимствования. Украинский |
| рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику |
| с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечиваю- |
| щей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с |
| другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их |
| отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь |
| таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать |
| черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная |
| модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной |
| экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования |
| рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет эконо- |
| мической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку |
| частной собственности и относительно длительное сосуществование |
| основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным секто- |
| ром.Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусмат- |
| ривала построение социально ориентированной рыночной экономики на |
| фундаменте постсоциалистической. |
| Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в |
| том, что смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотичес- |
| кое нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо |
| “капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде диа- |
| лектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства, |
| выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность. |
| Другими словами, смешанная экономика представляет собой |
| объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции |
| рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных |
| форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики |
| и соответствующей социальной защищенностью людей. Социальное рыноч- |
| ное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры |
| государственного регулирования экономики. И хотя об эффективности |
| этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необхо- |
| димости вообще продолжают спорить экономисты, на практике этот вопрос |
| однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рын- |
| ка. В своей направленности векторы экономической и социальной |
| эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более |
| того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и |
| стратификация общества являются имманентными атрибутами рыночной |
| экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется |
| государственное вмешательство, регулирование рынка. Не административ- |
| ная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыноч- |
| ного регулирования, а экономико-административная(с ударением на пер- |
| вом слове) модель должна стать приоритетом в Украине. И изобретать тут |
| ничего нового не приходится. Среди главных и опробированных инстру- |
| ментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово- кре- |
| дитная система с совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно- |
| пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой |
| процентных ставок; механизм ценообразования и определенное соотноше- |
| ние в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами |
| формирования структурных слагаемых цены; различные меркетинговые |
| макроусилия, формирующие экономические потребности и потребитель- |
| ский спрос населения; инвестиционная политика государства и, объем |
| и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, кво- |
| ты производства, экспортно-импортная политика; элементы и допустимые |
| пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в |
| экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги |
| регулирования. |
| Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю |
| того, чем необходимо сегодня заниматься правительству Украины. При |
| этом не должно сложиться положение, когда государственная опека будет |
| распространяться только на государственный сектор экономики, а |
| частный сектор будет либо предоставлен самому себе, либо обложен |
| немыслимыми административно-экономическими шлагбаумами. За |
| исключением предприятий-монополистов, правила рыночной игры, в том |
| числе и регулирования экономики, должны быть одинаковы для всех. |
| При этом нельзя не сказать несколько слов о таком важнейшем |
| слагаемом государственного воздействия на макро и микро экономический |
| процесс, как планирование. Складывается впечатление, что сегодня |
| употребление термина планирование считается чуть ли не нонсенсом если |
| не предпослать ему определение “индикативное”. Другими словами, |
| абсурдность всеобъемлющего директивного планирования времен реального |
| социализма некоторые экономисты распространяют на планирование |
| вообще. Говоря о необходимости макроэкономического планирования |
| знаменитый американский предприниматель Ли Якокка подчеркивает: |
| “Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. |
| Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных |
| целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики |
| вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной их разработки |
| людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы.” |
| Высказанная мысль сегодня чрезвычайно актуальна для экономики |
| Украины. Ибо от полной апологии директивного планирования маятник |
| нашего восприятия качнулся и застыл в крайне противоположной позиции |
| - полном отрицании государственного планирования как важнейшего |
| рычага регулирования экономики. |
| Все сказанное позволяет сделать вывод, что речь сегодня идет |
| не столько о многовариантностии выбора моделей украинской экономики, |
| сколько о его предопределенности ранее сложившимися политико- |
| экономическими обстоятельствами макроуровня. Ни превалирование |
| планово-распорядительных начал, ни акцент форсированно созданные |
| сугубо рыночные, а в существующей ситуации оборачивающиеся своей |
| противоположностью способы баланса ограниченных ресурсов и |
| неограниченных потребностей, не сулят оптимистических перспектив |
| развитию социально ориентированной рыночной экономике в Украине. |
| Переход к социально ориентированной рыночной экономике предпо- |
| лагает необходимость широкомасштабного государственного регулиро- |
| вания экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах |
| общественного производства. Такое регулирование осуществляется |
| как экономическими, так и административными методами. Их следует не |
| противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере |
| административное регулирование отвечает требованиям объективного |
| развития, нынешнего состояния экономики и др.[ Сорока И. «Социально рыночное хозяйство и смешанная экономика как приоритетные модели украинского рынка», «Экономика Украины»,№ 5, 1994 г., с.58-63]. |
| В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики |
| Украины. |
| Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, |
| гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного |
| хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики. |
| Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с |
| одной стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного |
| государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При |
| этом превалирование на первом этапе государственного сектора не |
| должно означать каких либо особых льгот, преимуществ или исключи- |
| тельных прав, которыми пользовались предприятия этого сектора. Вместе |
| с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен озна- |
| чать искусственный и форсированный раздел государственных предприя- |
| тий, их немедленную поголовную передачу в частные руки. Такие проб- |
| лемы должны решаться постепенно и с помощью механизмов конкурен- |
| ции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглоще- |
| ний и других трансформаций. |
| В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Украины не может |
| быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных |
| критериев управляемости которой будет противоречивое единство |
| достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегули- |
| рования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования |
| должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного |
| саморегулирования в его цивилизованных формах. |
| В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций |
| в сфере экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления |
| роли государства в социальной сфере. |
| В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации |
| экономика Украины должна представлять собой не сепаратистскую, а |
| унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального |
| самохозяйствования[Мочерный С. «К какой системе двигаться?», «Экономика Украины» №6,1993 г., с. 16-23]. |






