Теоретический вопрос

Вариант 1. Что такое монополизация рынка и как она связана с потерями общественного благосостояния. Можете ли Вы назвать условия, при которых монополия может быть эффективнее конкуренции?

Вариант 2. Объясните, какие возникают последствия для общества в результате ограничения цен на продукцию монополиста. Возможен ли негативный эффект для общества?

Вариант 3. Какие Вы можете назвать проблемы измерения монопольной власти, охарактеризуйте достоинства и недостатки различных подходов.

Вариант 4. Какие существуют проблемы определения экономической прибыли? Какую прибыль можно считать нормальной?

Вариант 5. Многие рынки товаров и услуг для населения в России высоко монополизированы (например: газо- и электроснабжение.) Как влияет государственный контроль цен в этих отраслях на:

а) количество продаваемого товара;

б) благосостояние потребителей;

в) благосостояние производителя;

г) общий уровень общественного благосостояния.

Вариант 6. Правдоподобно ли мнение, что монополия на каждой стадии производства (где их более одной), будет иметь такую же эффективность, как и вертикально-интегрированная монополия во всей отрасли?

Вариант 7. Перемещает ли вертикальная интеграция монопольную власть фирмы с одного уровня на другой?

Вариант 8. Часто наблюдается, что отрасли, демонстрирующие высокие темпы входа новых фирм, так же отличаются и высокими темпами выхода их отрасли.

а) Как Вы можете это объяснить?

б) Как это связано с ценовой стратегией фирм-старожилов?

Вариант 9. В большинстве моделей удержания от входа фирма-старожил использует тактику хищнического ценообразования для воздействия на потенциальную фирму-новичок. Могут ли эти модели быть пересмотрены таким образом, что подобную тактику использует фирма-новичок? Если да, то в чем тогда принципиальная разница между фирмами?

Вариант 10. Используя графическую модель, покажите такую ситуацию, в которой для доминирующей фирмы окажется неэффективным, устанавливать такую низкую цену, которая вытеснит прочие, конкурентные фирмы с рынка.

Вариант 11. Верно ли, что фирма-лидер в модели Штакельберга окажется в более худшем положении, чем фирма, действующая в модели Курно?

Вариант 12. В каком случае потери общества выше, в случае ситуации в которой действует доминирующая фирма (фирма-лидер) или когда на рынке действует чистая монополия? Почему, как Вы думаете?

Вариант 13. Каким образом на поведение фирм на рынке оказывает воздействие то, что их производственные возможности ограничены существующими производственными мощностями?

Вариант 14. В настоящее время для оценки потенциальной власти государственные органы во многих странах в основном используют показатели концентрации в отрасли и почти не используют показатели монопольной власти. Как вы думаете, почему происходит именно так и с чем это связано?

Вариант 15. Дайте определение естественной монополии. Покажите, как существование естественной монополии взаимосвязано с видом кривой ее издержек. Покажите графически к каким негативным последствиям может привести установление цены на продукцию естественного монополиста на неоправданно низком уровне.

Вариант 16. Пусть монополист проводит ценовую дискриминацию третьей степени на двух сегментах рынка. В терминах эластичности спроса показать, что ценовая дискриминация невозможна при одинаковой эластичности спроса на разных сегментах рынка. Какие необходимые условия для проведения ценовой дискриминации потребителей Вы можете назвать?

Вариант 17. Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков»

О каких видах экономической или социальной эффективности имеет здесь речь?

Вариант 18. Лучшим выходом из многих монополистических ситуации некоторые представители антимонопольной службы считают разработку этического кодекса со стороны бизнес-сообщества.

Насколько обоснована подобная позиция?

Вариант 19. В развитых рыночных экономиках большое распространение получил факторинг. Факторинг – это комплекс услуг для поставщиков товаров или услуг, предоставляющих отсрочку платежа. По сути он является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма- посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег. Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Вариант 20. Если на рынке одновременно действуют монополист и монопсонист, какие инструменты конкурентной политики целесообразно в этом случае использовать государству? Какие проблемы связаны с эффективным проведением антимонопольной политики в рыночной экономике? В России?

Вариант 21. Сбор каких доказательств необходим – и как их получить?- для выявления и доказательства в суде нарушения хозяйствующим субъектом ст.6 «Монопольно высокая цена товара» и ст.7 «Монопольно низкая цена товара» Федерального закона «О защите конкуренции»?

Вариант 22. Можно ли Федеральный закон «О защите конкуренции применять к группе фирм? В каких случаях? Всегда ли последствия деятельности фирмы- монополиста неблагоприятны для общественного благосостояния?

Вариант 23. Обладают ли все монополии одинаковой (или хотя бы сопоставимой) рыночной властью? Сравните локальную монополию, региональную монополию, монополию, действующую на национальном рынке, и международную монополию. Почему часто говорят, что монополия- это другой вид конкуренции? Есть ли у подобной точки зрения какие- либо экономические основания?

Вариант 24. Многие молодежные клубы пропускают девушек бесплатно, а с молодых людей взимается тариф. Есть ли в этой политике смысл для клубов. Используется ли здесь ценовая дискриминация? Кому вредит, а кому приносит пользу ценовая дискриминация второго рода?

Вариант 25. По расчетам ФАС, на территории пяти федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский) группа «Евроцемент» производит более 50% цемента. Можно ли на основании данной информации отнести компанию «Евроцемент» к доминирующей фирме? Какая еще информация необходима для того, чтобы принять компетентное решение?

Вариант 26. Почему не существует единственного определения релевантного рынка? Приведите известные вам определения релевантного рынка.

Вариант 27. Известно, что российские (советские) крупные угольные ТЭЦ проектировались с привязкой к конкретным угольным предприятиям (строились по возможности близко для снижения транспортной составляющей), а западно-европейские – с привязкой к потребителю, морскому/речному порту, ж/д станции. Какой рынок – с включением энергетических углей – вы выделили бы в России? В Западной Европе? Какие проблемы порождает каждый тип рынка?

Вариант 28. Какой стандартный отраслевой классификатор действует в России? В чем его особенность? Каковы, по-вашему, основные достоинства и главные недостатки?

Вариант 29. Традиционное определение чистых потерь монополии DWL не включает в себя некоторые очень важные факторы воздействия на благосостояние общества. Назовите эти факторы, каково их возможное влияние на общественное благосостояние?

Вариант 30. Чем могут быть вызваны различия в ценах на одни и те же товары и услуги в различных городах и регионах одной и той же страны. Почему, несмотря на высокий уровень конкуренции и мобильность ресурсов, не происходит выравнивания цен на схожие товары, продающиеся в разных регионах с течением времени?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: