Мортизация нематериальных активов

Амортизация исчисляется по нормам, установленным самой организацией исходя из стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.

Срок полезного использования - это срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Срок определяется организацией самостоятельно исходя из:

1. срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

2. ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход)

3. количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта

В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета - 20 годам, для целей налогового учета - 10 годам (но не более срока деятельности организации).

Для налогового учета из данного правила есть исключение: по некоторым НМА налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок полезного использования, который не может быть меньше двух лет. К таким нематериальным активам относятся: исключительное право на изобретение (промышленный образец, полезную модель), на использование программ для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, владение ноу-хау. (это нововведение действует с 01.01.2011г, ФЗ от 28.12.2010. №305-ФЗ). По тем нематериальным активам, которые начали амортизироваться до этой даты, амортизация начисляется в прежнем порядке и ее пересчет не производится.

Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.

Для целей бухгалтерского учета используются три способа начисления амортизации:

1. линейный;

2. уменьшаемого остатка;

3. списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей налогообложения организация выбирает из линейного и нелинейного способов. Организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со статьей 259.3 НК РФ.

Методика расчета амортизационных отчислений по каждому из способов аналогична соответствующим способам расчета амортизации по основным средствам.

Способы отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета:

1. путем накопления сумм амортизации на отдельном счете (счет 05 "Амортизация нематериальных активов")

2. путем уменьшения первоначальной стоимости объекта на счете 04.

В зависимости от выбора организации операции на счетах бухгалтерского учета будут отражаться следующим образом:

Перспективное финансовое планирование

Финансовое планирование – система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. В качестве таковых можно выделить:

  • плановый персонал;
  • информационное обеспечение;
  • организационное обеспечение;
  • техническое и программное обеспечение;
  • методическое и нормативное обеспечение.

Также систему финансового планирования можно рассматривать как совокупность ряда подсистем. В качестве последних обычно выделяют следующие виды финансового планирования:

  • перспективное;
  • текущее;
  • оперативное.

Перспективное финансовое планирование занимает важное место в иерархии подсистем планирования. От качества его работы зависит эффективность финансового планирования в целом. Осуществление финансового планирования позволяет определить и управлять важнейшими показателями, пропорциями и темпами расширенного воспроизводства. Перспективное финансовое планирование выступает главной формой реализации целей фирмы.

Данная подсистема финансового планирования имеет свои особенности. Так, все плановые документы, разрабатываемые в ее рамках, должны иметь горизонт планирования от одного года до трех лет (редко – до пяти лет). На каждом предприятии такой горизонт носит условный характер. Он зависит от множества факторов: экономический стабильности в стране, деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

В рамках перспективного финансового планирования разрабатывается ряд плановых документов, которые, по сути, выступают прогнозными. Так, основной документ перспективного финансового планирования – финансовая стратегия. Результатом перспективного финансового планирования также является разработка трех главных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса. Они разрабатываются для оценки финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Сюда входят следующие прогнозы:

  • отчета о прибылях и убытках, который позволяет определить величину получаемой прибыли в предстоящем периоде (разрабатывается на основе формы № 2);
  • движения денежных средств, который характеризует движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (разрабатывается на основе формы № 4);
  • бухгалтерского баланса, который позволяет отслеживать темпы роста экономического потенциала предприятия, поскольку рост активов предприятия должен сопровождаться увеличением пассивов (разрабатывается на основе формы № 1).

Основная информация для составления этих финансовых прогнозов – данные о прогнозных объемах продаж. Этот показатель характеризует долю рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

Многие отечественные предприятия не имеют перспективных финансовых планов, объясняя это тем, что в условиях сильно изменяющейся внешней среды составление долгосрочных планов нецелесообразно. Однако это не так. Путем составления долгосрочных планов предприятие может получить информацию о будущем своем развитии и, соответственно, уже в текущем периоде принять необходимые финансовые решения.

Основные препятствия развития перспективного финансового планирования на ответственных предприятиях: неразвитость финансового прогнозирования; неразвитость информационного обеспечения; неразвитость программно-технического обеспечения; недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр.

Оперативное финансовое планирование

В целях осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее финансовое планирование. Оперативное планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, кредитного плана.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за фактическим ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения отклонений от финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. Информационной базой платежного календаря служат план реализации продукции, договоры, смета затрат на производство, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств, внутренние приказы, счета-фактуры.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек. Отдельными хозяйствующими субъектами разрабатываются платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Этот план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Он должен представляться всеми предпринимательскими организациями в коммерческий банк, с которым организация заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании. Исходными данными для составления кассового плана служат:

  • предполагаемые денежные выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления;
  • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
  • сведения о командировочных расходах и расходах на административно-хозяйственные нужды;
  • сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Банку, обслуживающему организацию, необходим кассовый план организаций, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов.

Значительная часть расходов предприятия финансируется за счет кредитных ресурсов, поэтому важным аспектом финансового планирования является разработка кредитного плана, в котором обосновывается размер кредита, сумма, которую нужно будет выплатить кредитной организации с учетом возврата процентов по кредиту, эффективность использования банковского кредита в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Следует подчеркнуть, что использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности организации, обеспечить ее целенаправленность.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, поскольку такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов (рис. 7.1).


Рис. 7.1. Схема бюджетирования деятельности организации [предприятия]

Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

  • рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков;
  • более точные показатели объемов затрат и прибыли, чем в перспективном финансовом планировании;
  • большая материальная заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
  • осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов организации и др.

Составление бюджетов основано на определенных принципах:

  • принцип согласования целей;
  • принцип ответственности за их формирование и исполнение;
  • принцип гибкости.

Бюджет — это скоординированный финансовый документ, отражающий поступления средств и расходы по определенному направлению деятельности. Процесс бюджетирования — технология финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, которая основана на разработке бюджетов по определенным правилам

Бюджетирование необходимо для планирования финансово-хозяйственной деятельности, координации деятельности различных подразделении предприятия, стимулирования руководителей всех уровней в достижении соответствующих целей, контроля текущей деятельности, оценки выполнения плана различными подразделениями (центрами ответственности).

Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты — операционные, инвестиционные, финансовые. К операционным бюджетам относятся:

1. бюджет продаж;

2. бюджет производства;

3. бюджет производственных запасов;

4. бюджет прямых затрат на оплату труда;

5. бюджет прямых материальных затрат;

6. бюджет производственных накладных расходов;

7. бюджет коммерческих расходов;

8. бюджет управленческих расходов.

Бюджеты инвестиций включают: а) бюджет реальных инвестиций; б) бюджет финансовых инвестиций.

Финансовый бюджет состоит: а) из бюджета движения денежных средств; б) бюджета доходов и расходов; в) балансового отчета.

В свою очередь, основной (сводный) бюджет — это консолидированный финансовый план, который разрабатывается на основе бюджетов различных видов или структурных подразделений предприятия. Основной бюджет выступает в роли связующего звена различных планов организации и выражается в формировании финансовых бюджетов, которые сводят воедино все ее другие планы (бюджеты) в стоимостной оценке.

Разработка технологии бюджетного планирования в организации выполняется в следующей последовательности:

1. анализируются организационная структура управления предприятием и функции его подразделений;

2. определяются центры ответственности (затрат) и центры финансового учета на предприятии;

3. анализируется (разрабатывается) учетная политика предприятия;

4. разрабатывается система операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов и определяются их статьи.

При определении статей бюджетов следует учитывать два основных момента:

  • значимость статей доходов и расходов центров ответственности;
  • возможность контролировать выполнение плановых показателей этих статей.

Финансовый директор одного из предприятий так сформулировал задачи построения системы бюджетирования: с помощью системы я должен ежедневно видеть те статьи доходов и расходов, где есть отклонения фактического исполнения бюджета от плановых показателей, а также определять причины отклонений.

Однако, как правило, нет необходимости ежедневно контролировать все статьи бюджета. Но есть и такие статьи, для которых требуется ежедневный контроль. Например, финансовым службам предприятия необходимо ежедневно отслеживать поступление денежных средств на его счета и их расходование. В бюджетах определяются конкретные числовые показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия), последовательность и сроки совершения операций на предстоящий год с разбивкой по кварталам (месяцам, декадам, неделям).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается, как правило, по одной, реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. При этом стабильный бюджет не изменяется в зависимости от изменения объемов деятельности организации, например бюджет расходов по обеспечению охраны фирмы. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимоувязаны с объемными показателями деятельности хозяйствующего субъекта, такими как объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.

Бюджетирование капитала необходимо для управления капиталом компании, определения источников финансирования и их размещения. Примером бюджетирования капитала является прогноз баланса активов и пассивов.

В целях согласования деятельности структурных подразделений в организации рекомендуется создавать сквозную систему бюджетов.

Целесообразно сквозную систему бюджетов включать в основные, операционные, инвестиционные и вспомогательные группы бюджетов. Особое место занимают операционные или функциональные бюджеты. В состав операционных входят бюджеты продаж:, производства, производственных запасов и группа затратных бюджетов, включающая бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, управленческих и коммерческих расходов.

Вспомогательные бюджеты необходимы для того, чтобы полностью охватить базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Среди них — бюджет поставок, расчетов по налогам, график погашения задолженностей и др.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж:. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе нормативных или плановых цен на продукцию, товары, работы и услуги и натуральных показателей по предполагаемым продажам.

При составлении бюджета продаж учитывают не только производственные возможности предприятия, но и факторы, характеризующие конъюнктуру на рынке. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом анализируют уровень сбыта за прошлый период, потребности покупателей, влияние динамики цен на изменение спроса.

Данные бюджета продаж: служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков и для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения его денежных средств.

Чтобы рассчитать будущий приток денежных средств, необходимо распределить во времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской задолженности предприятия, для построения которого берутся данные о коэффициенте инкассации выручки (доля дебиторской задолженности, оплаченной в планируемый период времени).

Для расчета коэффициента инкассации составляют реестры старения дебиторской задолженности. Расчет остатков дебиторской задолженности выполняется по формуле

где ДЗн, ДЗк — объем дебиторской задолженности на начало и конец периода соответственно; ВР — выручка от продаж; CF — поступление денежных средств от покупателей и заказчиков.

На основе бюджета продаж строится бюджет производства, для чего необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода. Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота.

Бюджет производства является основой для составления бюджетов затрат (прямых материальных затрат, затрат на оплату труда). Бюджет прямых материальных затрат строится на основе нормативных или плановых (средних) цен на материалы. При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся объемы работ и расценки, установленные на предприятии. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Бюджет материальных затрат служит основой для определения закупок материалов в предстоящем периоде с учетом движения остатков материалов на складе. Чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, необходимо составить график расчетов с поставщиками и погашения кредиторской задолженности за приобретаемые материальные ресурсы, выполненные работы Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график выплат заработной платы.

На основе данных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, необходимые для заполнения прогнозного баланса. Кредиторская задолженность рассчитывается по каждому направлению расчетов, в том числе с поставщиками, бюджетом, работающими, акционерами и т.д. Например, в расчетах с поставщиками за товар кредиторская задолженность на конец периода равна

кзк=кзн + пт-от,

где КЗк и КЗн — кредиторская задолженность на конец и начало периода соответственно; Пт — поступление товара на склад за период; От — платежи за товар в адрес поставщиков. Итак, процесс бюджетирования (рис. 7.2) начинается с операционных бюджетов, и в первую очередь с бюджета продаж, на основе которого формируются бюджет производства, снабженческо-заготовительной деятельности, операционной и сбытовой.


Рис. 7.2. Структура бюджетов предприятия

Операционные бюджеты позволяют сформировать документы финансовой отчетности. К ним относятся бюджеты финансовых результатов — прибылей и убытков или составление бюджета доходов и расходов (income statement), бюджет движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках). По сути, бюджет доходов и расходов является итоговой формой операционных бюджетов. В нем рассчитываются плановые значения таких показателей, как объем продаж, себестоимость реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, прочих расходов. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов.

Для составления прогнозных финансовых документов используют информацию о продажах и себестоимости продаж. Чтобы составить бюджет прибылей и убытков, необходима информация из следующих бюджетов:

1. выручка-нетто от продаж из бюджета продаж;

2. прямые затраты на материалы, оплату труда основного производственного персонала с учетом количественных показателей об объемах продаж или покупная стоимость проданного товара из бюджетов себестоимости продаж;

3. общепроизводственные расходы, относящиеся к проданной части продукции из бюджета этих расходов;

4. управленческие или общехозяйственные расходы из соответствующего бюджета;

5. коммерческие расходы или расходы на продажу из соответствующего бюджета.

После составления бюджета продаж составляется бюджет производства — это план производства, который конкретизирует бюджет продаж. В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности. При составлении производственного бюджета прежде всего необходимо рассчитать доступные производственные мощности, а далее — производственную мощность, необходимую для производства запланированного объема продукции. Требуемые мощности сопоставляются с доступными, затем выявляется возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого соответствия — изменение загрузки оборудования или наращивание доступных мощностей. В финансовом менеджменте используются два основных метода определения себестоимости единицы продукции и себестоимости продаж.

1. Direct costing — метод учета переменных затрат, согласно которому только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и остатков запасов, а общепроизводственные затраты рассматриваются как периодические текущие расходы в отчетном периоде при расчете прибыли и налога на прибыль.

2. Absorption costing — метод учета полных затрат, в котором все прямые и косвенные — общепроизводственные затраты включают в состав прямых производственных расходов при расчете прибыли и налога на прибыль.

В практике налоговых расчетов в стране принят второй метод. Для иллюстрации рассмотрим пример со следующими данными: изготовлено 15 изделий, а продано 10 шт. по цене, равной 20 тыс. руб.; затраты на материалы и оплату труда производственных рабочих равны 5000 руб. на одно изделие; общепроизводственные расходы в периоде продаж равны 60 тыс. руб. управленческие расходы составили 50 тыс. руб. Итак, по методу direct costing прибыль равна

20 000 X 10 - 5000 X 10 - 60 000 - 50 000 = 40 000 руб.; по методу absorption costing прибыль равна

20 000 х 10 - (5000 + 60 000/15) х 10 - 50 000 = 60 000 руб.

Себестоимость готовой продукции, включающая в себя прямые и косвенные (накладные) расходы, будет зависеть от выбранного метода калькулирования.

Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда увеличиваются, как правило, с ростом выпуска продукции. При этом наиболее точным методом планирования, но и более трудоемким является нормативный. Аналитический метод проще, но дает весьма приблизительную оценку.

Бюджет накладных расходов (общепроизводственных) включает в себя расходы двух групп:

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация производственного оборудования и транспортных средств, текущий уход и ремонт производственного оборудования, энергетические затраты на оборудование, заработная плата производственных рабочих, обслуживающих оборудование, расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.);
  • общецеховые расходы на управление (затраты на подготовку и организацию производства, содержание аппарата управления цеха, прочего цехового персонала, амортизация производственных зданий и сооружений и т.п.)

Надо сказать, что общепроизводственные расходы имеют черты как условно-постоянных, так и условно-переменных расходов. Однако при переходе к прогрессивным системам учета, например к учету по бизнес-процессам, большая часть общепроизводственных (косвенных) расходов может перейти в разряд прямых расходов, так как появляется возможность непосредственно учитывать данные издержки по видам продукции, на изготовление которой они были осуществлены.

Выбранный способ распределения общепроизводственных расходов должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, быть максимально приближенным к фактическим расходам на данный вид продукции.

Бюджет коммерческих расходов включает расходы:

  • на упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

В бюджет управленческих расходов включаются расходы на общее обслуживание и управление предприятием в целом:

  • заработная плата аппарата управления со страховыми отчислениями;
  • командировочные расходы;
  • расходы на пожарную и сторожевую охрану, службу безопасности;
  • почтово-телеграфные, канцелярские расходы;
  • информационные, аудиторские, консультационные услуги;
  • услуги связи и т.п.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Общие положения
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия является стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие бизнесмены, включая представителей государственного сектора экономики, предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его за счет денег, взятых в долг. Однако если структура «собственный капитал - заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в «неудобное» время.

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяется основное внимание.

Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:

состава и размещения активов хозяйствующего субъекта;

динамики и структуры источников финансовых ресурсов;

наличия собственных оборотных средств;

кредиторской задолженности;

наличия и структуры оборотных средств;

дебиторской задолженности;

платежеспособности.

Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов. Реальные активы – это реально существующее имущество и финансовые вложения по их действительной стоимости. К реальным активам не относятся нематериальные активы, износ основных фондов и материалов, использование прибыли, заемные средства. Темп прироста реальных активов характеризует интенсивность наращивания имущества.

Затем изучаются в отдельности динамика и структура собственных оборотных средств и кредиторская задолженность. Источниками образования собственных средств являются уставной капитал, добавочный капитала, отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонды специального назначения: фонд накопления и фонд потребления); целевые финансирования и поступления, арендные обязательства.

Целевое финансирование и поступления представляют собой источник средств предприятия, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения: на содержание детских учреждений и др. Средств для осуществления мероприятий целевого назначения поступают от родителей на содержание детей в детских садах и яслях, от других хозяйствующих субъектов. Анализ наличия и движения собственных оборотных средств хозяйствующего субъекта предполагает определение физического размера средств и факторов, влияющих на их динамику.

В целях анализа движения кредиторской задолженности и финансового состояния необходимо выявить и проанализировать динамику неоправданной кредиторской задолженности. К неоправданной кредиторской задолженности относится задолженность поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам.

В процессе анализа также необходимо сравнить фактические остатки оборотных средств с их нормативами. Наиболее важное значение имеет анализ использования средств, вложенных в производственные запасы (запасы сырья и материалов).

Не менее важное значение придается анализу дебиторской задолженности. При этом устанавливается ее законность и сроки возникновения, выявляется нормальная и неоправданная задолженность. На финансовое состояние хозяйствующего субъекта влияет не само наличие дебиторской задолженности, а ее размер, движение и форма, т.е. чем вызвана эта задолженность. Возникновение дебиторской задолженности представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности при системе безналичных расчетов, так же как и возникновение кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность не всегда образуется в результате нарушения порядка расчетов и не всегда ухудшает финансовое состояние. Поэтому ее нельзя в полной сумме считать отвлечением собственных средств из оборота, так как часть ее служит объектом банковского кредитования и не влияет на платежеспособность хозяйствующего субъекта.

Различают нормальную и неоправданную задолженность.

К неоправданной задолженности относится задолженность по претензиям, по возмещению материального ущерба (недостачи, хищения, порча ценностей) и др. Неоправданная дебиторская задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушения финансовой дисциплины. Поэтому необходимо прикладывать все усилия, чтобы взыскать эту задолженность в ближайшее время, так как затяжка может привести к ее списанию на уменьшение доходов хозяйствующего субъекта.

При анализе финансового состояния целесообразно изучить правильность использования собственных оборотных средств и выявить их иммобилизацию. Иммобилизация собственных оборотных средств означает применение этих средств не по назначению, т.е. в основные средства, нематериальные активы и финансовые долгосрочные вложения. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно распоряжается своими собственными и привлеченными средствами. Поэтому анализ иммобилизации собственных оборотных средств проводится только при резком уменьшении собственных средств за отчетный период. Наиболее четко платежеспособность выявляется при анализе ее за относительно короткий срок (неделю, полмесяца).

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются показатели финансовой устойчивости.

К этой группе показателей относятся:

коэффициент собственности;

коэффициент заемных средств;

соотношение заемных и собственных средств.

Коэффициент собственности характеризует долю собственных источников в создании имущества предприятия. Чем выше значение этого коэффициента, тем более устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие.


Коэффициент собственности = Собственные средства Имущество предприятия

Коэффициент заемных средств рассчитывается по формуле:


Коэффициент заемных средств = Сумма обязательств предприятия Имущество предприятия
Соотношение заемных и собственных средств = Сумма обязательств предприятия Собственные средства


В странах с развитой рыночной экономикой установлены следующие предельные значения коэффициентов:

коэффициент собственности - не ниже 0,7;

коэффициент заемных средств - не выше 0,3;

соотношение заемных и собственных средств - не выше 1.
2.2. Управление финансовой

устойчивостью предприятия
Весьма важным вопросом для предприятия является выявление факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия. Эти факторы можно разделить на две группы.

1.Не зависящие от деятельности предприятия внешние факторы. К ним следует отнести:

а) общеэкономические факторы: спад объема национального дохода; рост инфляции; замедление платежного оборота; нестабильность налоговой системы; нестабильность регулирующего законодательства; снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы.

б) рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма на рынке; существенное снижение спроса; рост предложения товаров–субститутов; снижение активности фондового рынка; нестабильность валютного рынка.

в) природные факторы: климатические условия; почвенный горизонт; гидрогеологические условия; рельеф.

г) прочие факторы: политическая нестабильность; негативные демографические тенденции; ухудшение криминогенной ситуации.

2.Зависящие от деятельности предприятия внутренние факторы. К ним следует отнести:

а) операционные факторы: неэффективный маркетинг; неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек); низкий уровень использования основных средств; высокий размер страховых и сезонных запасов; недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции; неэффективный производственный менеджмент.

б) инвестиционные факторы: неэффективный фондовый портфель; высокая продолжительность строительно-монтажных работ; существенный перерасход инвестиционных ресурсов; не достижение запланированных объемов прибыли по реализованным реальным проектам; неэффективный инвестиционный менеджмент.

в) финансовые факторы: неэффективная финансовая стратегия; неэффективная структура активов (низкая их ликвидность); чрезмерная доля заемного капитала; высокая доля краткосрочных источников привлечения заемного капитала; рост дебиторской задолженности; высокая стоимость капитала; превышение допустимых уровней финансовых рисков; неэффективный финансовый менеджмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: