Рентабельность
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 мая 2013; проверки требуют 10 правок.
Рента́бельность (нем. rentabel [1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
Содержание
[убрать]
· 4 Рентабельность производства
· 5 Рентабельность собственного капитала
· 6 Рентабельность подрядных услуг
· 7 Ссылки
· 8 Примечания
· 9 Источники
Показатели рентабельности[править | править исходный текст]
· Рентабельность реализованной продукции — отношение прибыли от реализации к объему реализации.
ROM = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Реализация) * 100 %
· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность
· Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.
BEP = EBIT/Активы * 100 %
· Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
· Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
· Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.
ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)
· Рентабельность примененного капитала (ROCE)
· Рентабельность суммарных активов (ROTA)
· Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
· Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
· Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
· Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
· и пр. (см. коэффициенты рентабельности в финансовых коэффициентах)
Рентабельность продаж[править | править исходный текст]
Рентабельность продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение операционной прибыли (прибыли до налогообложения)[2] за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продажза тот же период.
Рентабельность продаж = (операционная прибыль / объём продаж)
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность активов[править | править исходный текст]
Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.
Рентабельность производства[править | править исходный текст]
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Рентабельность собственного капитала[править | править исходный текст]
Рента́бельность со́бственного капита́ла (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность подрядных услуг[править | править исходный текст]
Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.
Ру = (З0 — З1) / З1
При этом подразумевается, что непредоставленная услуга приведет к более значительным затратам организации, например на штрафы.
Факторный анализ
Факторный анализ показателей рентабельности основывается на следующем соотношении:
R = (прибыль от реализации / себестоимость) * 100%.
R = ((цена - себестоимость) / себестоимость) * 100%.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трехфакторную или пятифакторную модель.
Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяются по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Трехфакторная модель анализа рентабельности.
1. Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции.
Осуществляется расчет условной рентабельности по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторов осталось на уровне базисных.
2. Исследование влияния изменения фондоемкости.
Осуществляется расчет условной рентабельности по фондоемкости при условии, что изменилось два фактора - рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
3. Исследование влияния оборачиваемости оборотных средств.
Осуществляется расчет рентабельности для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств.
Пятифакторная модель анализа рентабельности.
1.Исследование влияния изменения фактора материалоемкости продукции.
Осуществляется расчет условной рентабельности по материалоемкости продукции при условии, что изменилась только материалоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
2.Исследование влияния изменения фактора трудоемкости продукции.
Осуществляется расчет условной рентабельности по трудоемкости продукции при условии, что изменялись как материалоемкость, так и трудоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
3. Исследование влияния изменения фактора амортизациеемкости продукции.
Осуществляется расчет условной рентабельности по амортизациеемкости продукции при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость и амортизациеемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
4. Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости основного капитала.
Осуществляется расчет условной рентабельности по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость продукции и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного.
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся:
· производственные, коммерческие, транспортные издержки;
· проценты по задолженности;
· расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:
· расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;
· расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;
· расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления;
· расходы на обучение, профподготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).
Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Российская практика[править | править исходный текст]
В Российской Федерации налог действует с 1995 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Выручка для расчета налога на прибыль берется без учета НДС и акцизов (если они есть).
Расходы, уменьшающие выручку могут быть с НДС (например, приобретение товара или материалов с НДС или работы выполненные подрядчиками с учетом НДС) - в этом случае вы эти расходы показываете без НДС. Но есть расходы, которые заведомо отражаются на счетах 44,26,20 (затраты) без НДС - зар.плата, взносы во внебюджетные фонды, амортизация основных средств и пр.
Есть еще внереализационные доходы и расходы, например услуги банка за обслуживание расчетного счета, курсовая разница и др. Таким образом, налог на прибыль (примитивно говоря) рассчитывается так: выручка без НДС минус Расходы без НДС плюс внереализ.доходы минус внереализ.расходы и умножить на ставку налога 20%. Какие из расходов и доходов участвуют в расчете налога на прибыль подробно указано в главе 25 Налогового кодекса РФ, так как не все расходы и доходы можно учесть при расчете этого налога.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Прибыль:
· для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
· для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учёте. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учёта — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется ещё и третий — управленческий).
Существует два метода определения налогооблагаемой прибыли [1] — метод начисления и кассовый метод. При методе начисления организация учитывает доходы и расходы в том периоде, в котором они имеют место, независимо от фактического движения денежных средств на счете или в кассе. При кассовом методе доходы и расходы учитываются на дату поступления или выбытия денежных средств.
Согласно ст. 246 Кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.
В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала, полугодия), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячныхавансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.
Источники, из которых формируются оборотные средства, отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации (рис. 5.8) можно разделить на следующие группы:
собственные источники — собственный капитал;
средства, приравненные к собственным, — устойчивые пассивы;
заемные источники — краткосрочные кредиты банков; ¦ товарный кредит;
привлеченные средства — кредиторская задолженность пред приятия.
Рис. Б. 5. Источники формирования оборотного капитала
Собственные источники наиболее важны, так как от их удельного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также целевых поступлений и финансирования, а также нераспределенной прибыли.
Первоначально формирование собственного капитала осуществ-ляется в момент создания организации. Она обеспечивается основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В этих целях в зависимости от организационно- правовых форм формируется уставный {складочный, паевой) капитал, что относится к корпоративным коммерчевким организациям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд — на унитарных и федеральных казенных предприятиях.
Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг. Вплоть до поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат.
В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых организацией на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет полученной выручки от продажи продукции и собственных средств, полученных организацией в процессе ее деятельности, главным образом за счет части нераспределенной прибыли, которая направляется на пополнение оборотных средств и финансирование их прироста. Это зависит как от накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет, финансовых результатов текущего года, намечаемых направлений использования прибыли (инвестирования в капитальные вложения, выплаты доходов собственникам, расходования на потребление работникам, на социальные нужды и т.п.), так и от изменения норматива оборотных средств, от возможностей привлечения иных источников.
В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда ор-ганизации наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным имуществом, в том числе и денежными средствами, в их обороте могут находиться прочие собственные средства в виде временно не используемых фондов денежных средств.
Средства этих фондов, имеющих целевое назначение, в современных условиях вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат, связанных с сезонным характером производства, особенностями отгрузки готовой продукции, спецификой осуществления расчетов и т.п.
Все это нарушает принцип целевого использования перечисленных фондов денежных средств. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финансовые вложения в оборотный капитал и одновременно решить задачи по стабилизации величины собственного капитала, вложенного в текущий оборот. Этот путь в известной мере уменьшает зависимость организаций от заемных средств и в конечном итоге ведет к повышению их платежеспособности и ликвидности.
Кроме собственных источников пополнения оборотных средств каждый хозяйствующий субъект располагает средствами, приравненными к собственнъш. Это так называемые устойчивые пассивы, которые не принадлежат организации, но, в силу установленного порядка расчетов, постоянно находятся в ее обороте и используются на вполне законных основаниях. Минимальный постоянный размер устойчивых пассивов всегда находится Б распоряжении организации и используется в качестве дополнительного источника финансирования хозяйственной деятельности и формирования собственных оборотных средств. К устойчивым пассивам относятся:
минимальная переходящая задолженность по оплате труда, которая обусловлена естественным расхождением между сро ком начисления и датой выплаты заработной платы;
задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начис ление которых происходит раньше срока платежа;
минимальная задолженность по резервам на покрытие пред стоящих расходов и платежей;
минимальная задолженность покупателей по залогам за тару;
задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции.
Кроме собственных и приравненных к ним финансовых ресурсов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы.
Заемные источники для пополнения оборотных средств традиционно включают краткосрочные ссуды коммерческих банков, которые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п.
Коммерческие кредиты — это кредиты других организаций, которые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осуществления расчетных операций.
Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возможность привлекать заемные средства для его пополнения, что связано с дороговизной кредитных ресурсов.
Следует отметить, что использование векселя в качестве платежного средства еще не получило должного распространения.
Между тем привлечение заемных средств экономически оправданно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах.
К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средствам относится кредиторская задолженность — по существу, бесплатный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Инвести́ции — вложения капитала с целью получения прибыли[1][2]. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[3].
С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).






