Блок стабилизации и вторичной перегонки бензинов

Нестабильная бензиновая фракция НК-130 (180) оС после охлаждения в теплообменнике Т-15А поступает в сборник бензина - фазовый сепаратор Е-6. Из нестабильной бензиновой фракции в емкости Е-6 отделяются водяной конденсат и растворенные газы, а бензиновая фракция поступает под перегородку емкости (успокоитель потока) на прием насосов Н-16/1,2.

От насосов нестабильная бензиновая фракция подается через расходомер, регулятор расхода (FIRAL 0952), по уровню в емкости Е-6 (LIRCAHL 1031), в теплообменники Т-11, Т-12, где нагревается за счет тепла фракции 230-290 оС. После нагрева нестабильная бензиновая фракция НК-130 (180) оС тремя паралельными вводами, с температурой до 180 ˚С, поступает в стабилизационную колонну К-8 на 22, 26 и 30 тарелки. Температура нагрева бензиновой фракции на выходе из Т-12 контролируется термопарой (TIR 0428).

Уровень бензина в емкости Е-6 на границах раздела фаз контролируется уровнемерами (LIRAH 1031/1) и (LIRAL 1031/2). При минимальном расходе бензиновой фракции от насосов Н-16, максимальном и минимальном уровне бензина в емкости Е-6 срабатывает сигнализация. В емкости происходит отстой воды, которая через регулятор уровня раздела фаз (LIRCAH 1011) сбрасывается в емкость Е-20. Несконденсированные пары и выделившийся из бензиновой фракции НК-130 (180) оС углеводородный газ из емкости Е-6 поступают в емкость Е-23. Температура и расход выводимого газа на выходе из емкости Е-6 контролируются по показаниям термопары (TIR 0046) и расходомера (FIR 0046). Сброс газа из емкости Е-6 в сепаратор газа Е-23 производится по давлению низа колонны К-1 регулятором (PIRC 1155). При превышении давления в емкости Е-6 срабатывают ППК со сбросом парогазовой смеси в емкости Е-36 и Е-36/1.

С верха колонны К-8 пары головного погона, углеводородные газы (С14), отводятся в водяные конденсаторы Т-16/2, Т-16/1, Т-16/3, где происходит их конденсация и охлаждение до температуры 50 оС и поступают в емкость Е-2. Температура головного погона на выходе из К-8 контролируется термопарой (TIR 0429), а температура сконденсированных паров и температура оборотной воды на выходе из теплообменников Т-16/1,2,3 измеряется, соответственно, термопарами (TIR 1105/1,2,3) и (TIR 0161, 0162, 0163). Температура сконденсированных паров на общем потоке перед Е-2 регулируется регулятором температуры (TIRC 1105), расходом подаваемой оборотной воды через конденсаторы, установленным на линии вывода оборотной воды после Т-16/1,2,3, управлением контуром РСУ. В емкости Е-2 происходит разделение жидкой и газообразной фаз, а также отделение воды от газового конденсата. Скопившаяся в емкости вода периодически дренируется по линии зачистки в систему канализации.

Для защиты от коррозии шлемового трубопровода и конденсаторов колонны К-8, в начало трубопровода подается пленкообразующий ингибитор коррозии от дозировочной установки №2. Подача производится разбавлением реагента в потоке сконденсированных паров (сжиженным газом - рефлюксом), подаваемым от регулятора орошения К-8 (FIRAL 0966). Распыление подаваемого раствора реагента производится распылительными головками от центра на стенки трубопровода. Контроль скорости коррозии металла производится каcсетой-зондом позиция (QI) Fe+ с образцами металла оборудования, установленной на входе сконденсированных паров в емкость Е-2.

Регулирование подачи ингибитора коррозии производится в зависимости от рН-среды дренажной воды Е-2, данных аналитического контроля и скорости коррозии.

Сжиженный газ насосом Н-17/1,2 через расходомер, регулятор

расхода острого орошения К-8 (FIRAL 0966), по уровню в Е-2 (LIRCAHL 1018) возвращается на первую тарелку стабилизатора К-8, регулированием уровня контуром РСУ. От насосов Н-17 сжиженный газ (пропан-бутановая фракция АВТ), выводится заданным расходом через расходомер (FIRС 0020), объемный счетчик (FQIR 0020), клапан-регулятор (FCV 0020) с установки, в цех №4 на установку ЛЧ-11/1000 №2, для дальнейшей очистки от сернистых соединений МЭА и едким натром. Температура выводимой пропан-бутановой фракции АВТ контролируется термопарой (TIR 0019).

Расход выводимого газа из Е-2 в Е-23 измеряется расходомером (FIR 0021), а температура термопарой (TIR 0021). Вывод избытка газа из емкости Е-2 на ГРП, в линию 720 газового топливного кольца завода, измеряется и регулируется регулятором расхода (FIRС 0021а), с контролем давления газа в емкости Е-2 датчиком (PIR 1167). Для исключения превышения давления в аппаратах установлены рабочие и резервные ППК со сбросом парогазовой фазы из колонны К-8 и емкости Е-2 в факельную емкость Е-36 и Е-36/1.

Для откачки избытка нестабильной бензиновой фракции в период пуска предусмотрены перемычки и линии подачи:

- от насосов Н-16/1,2 по линии вывода некондиционных продуктов в резервуары Е-102, Е-103 или в линию 1 нефти на установку;

- от насосов Н-2 на загрузку колонны К-3, до повышения давления в К-8 (6,0 ати), с временным переводом регулирования уровня К-8 регулятором (FIR 0967а), а в дальнейшем, переток бензина из К-8 в К-3 происходит за счет разности давлений в колоннах;

- стабильной бензиновой фракций из линии перетока после клапана регулятора уровня К-8, в линию до регулятора уровня колонны К-3 (FIR 0969);

Температура низа колонны К-8 контролируется термопарой (TIR 1104). Давление низа стабилизатора регулируется регулятором (PIRC 1156), установленным на линии вывода газа из Е-2.

С низа стабилизатора К-8, стабильная бензиновая фракция НК-130 (180) °С под давлением поступает через расходомер (FIRАL 0965), регулятор уровня куба К-8 (LIRСAHL 1030), на охлаждение в АВО Т-22 и с температурой до 160 °С вводится на 19 тарелку ректификационной колонны К-3. (Ввода на 29 и 37 тарелки колонны К-3, при работе колонн К-3, К-4 как одна разрезная колонна, отключены и отглушены заглушками). Температура стабильной бензиновой фракции НК-130 (180) °С, после охлаждения в Т-22 и на вводе в колонну К-3 контролируется термопарами (TIR 0500), (TIR 0809).

В колонне К-3 стабильная бензиновая фракция НК-130 (180) °С, разгоняется на фракцию НК-70 оС, выводимую верхом колонны, для четкой ректификации в колонну К-4 и фракцию 70-130 (180) оС выводимую с куба колонны К-3. Поддержание необходимого теплового режима низа колонн К-8 и К-3 достигается циркулирующей флегмой, прокачиваемой через печь П-2.

Циркулирующая флегма стабильной бензиновой фракции с низа

колонны К-8 насосами Н-2/1,2 через расходомер, регулятор расхода (FIRCAL 0967), прокачивается через змеевики левой стороны печи П-2. А циркулирующая флегма фракции бензиновой 70-130 (180) °С, с низа колонны К-3, насосами Н-11/1,2 подается через расходомер, регулятор расхода (FIRCAL 0968) и прокачивается через змеевики правой стороны печи П-2. В печи П-2 происходит нагрев циркулирующих флегм до температуры 230 оС, частичное их испарение и далее циркулирующие флегмы возвращаются в кубы колонн под нижние тарелки. При снижении расхода потока подаваемого от насосов Н-2-х, Н-11-х в змеевики печи П-2 до 150 м3/час (минимальной скорости циркулирующей флегмы на входе в змеевики) срабатывает сигнализация.

Температура нагрева циркулирующей флегмы на выходе из печи П-2 (по левой стороне) контролируется термоэлектрическим преобразователем (TIRC 2130) и регулируется регулятором расхода топливного газа, подаваемого к горелкам стороны К-8 печи (FIR 2468). А температура нагрева фракции бензиновой 70-130 (180) °С на выходе печи П-2 (правой стороны) контролируется термоэлектрическим преобразователем (TIRC 2131) и регулируется регулятором расхода топливного газа (FIR 2469), подаваемого к горелкам печи стороны К-3, с управлением контурами РСУ. Температура нагрева “горячей струи” в трансферных трубопроводах (сторон К-8 и К-3) контролируется термопарами (TIRАH 2405, 2406), а температура дымовых газов на перевалах печи П-2 - термопарами (TIRAH 2407, 2408), с сигнализацией при повышении температуры “горячей струи” более 230 оС и перевалов печи более 800 оС (в случае прогара змеевика).

Печь П-2 по каждой из сторон, двухпоточная в зоне конвекции и однопоточная в радиантной зоне. Радиантная камера разделена перевальной стенкой. Нагрев фракций бензиновых в печи производится комбинированным сжиганием на горелках газообразного и распыленого паром жидкого топлива. Предусмотрена подача перед розжигом горелок пара от паровой гребенки печи на продувку радиантной и конвекционной камер. Для удаления продукта из змеевиков П-2 при аварии (прогаре змеевика) и подготовке печи к ремонту подается водяной пар 16 ати, с вытеснением продукта из змеевиков в колонны. В случае выхода из строя насосов Н-2 или Н-11. Предусмотрена возможность работы печи П-2 по одной из циркулирующих флегм колонн К-8 или К-3, по перемычкам между линиями входа в печь и линиями выхода горячей струи из печи.

Для равномерного распределения теплового потока в зоне конвекции П-2 (по сторонам К-8 и К-3), температура дымовых газов на входе в конвекционную зону и в газоходе контролируется термопарами (TIR 2068-2072, 2073-2077), (TIR 2106, 210 7).

На выходе дымовых газов из печи П-2 после шиберов, осуществляется поточным газовым анализатором тип. SWG-300-1 (QIR 2354)О2,СО,СО2,NО,SO2,CxHy контроль содержания объемной доли: кислорода, окиси и двуокиси углерода, окиси азота, диоксида серы, углеводородов.

Создаваемое перед шиберами разряжение - контролируется датчиками (PIR 182/1, 182/2) и регулируется ручными лебедками, установленными на каждом шибере печи.

С верха колонны К-3 фракция бензиновая НК-70 оС в паровой фазе, с контролем температуры термопарой (TIR 0455), с температурой до 150°С, по шлемовому трубопроводу направляется (путем установки во фланцевые пары стандартных заглушек), для дальнейшей четкой ректификации, по линии возврата паров из ребойлера Т-20 на вход в колонну К-4, с подачей под нижнюю тарелку.

С низа колонны К-3 фракция бензиновая 70-130 (180) оС, по уровню куба колонны (LIRCAHL 1019), забирается насосами Н-13, Н-12/2 и подается через расходомер, регулятор расхода (FIR 0969), на охлаждение в воздушные холодильники Т-18/4, Т-25 - подключенные параллельно. Далее фракция бензиновая 70-130 (180) оС подается через водяной холодильник Т-24, гребенку смешения бензиновых фракций на вывод с установки. Температура в кубе колонны К-3 контролируется термопарой (TIR 1106), а температура выводимой фракции бензиновой 70-130 (180) оС на выходе из Т-18/4, на общем потоке после Т-25 и после Т-24, контролируется термопарами (TIR 0184, 0689, 0024). Количество выводимой фракции бензиновой 70-130 (180) оС после холодильника Т-24 измеряется объемными счетчиками (FQIR 0024, 0025), а плотность потока - поточным плотномером (DR 0969). Температура фракции бензиновой 70-130 (180) оС после Т-24 контролируется термопарой и регулируется регулятором температуры (TIRС 1108), расходом оборотной воды через водяной холодильник.

Поступившая в колонну К-4 фракция бензиновая НК-70 оС в паровой фазе дополнительно проходит ректификацию, с максимальной концентрацией в верхней части колонны углеводородов С6, с минимальным содержанием углеводородов С7.

С верха колонны К-4 пары фракции бензиновой НК-70 оС поступают в воздушные конденсаторы Т-19/1,2,3, где конденсируются и направляются на вход в сборник орошения Е-5. А также по перемычке шлемовых трубопроводов К-3 и К-4 (путем установленных во фланцевые пары заглушек), пары с верха К-4 направляются на вход в конденсаторы Т-18/1,2,3, где конденсируются и поступают в сборник Е-4. Для выравнивания давления и уровня сконденсированных паров в емкостях Е-4 и Е-5, ввода после АВО Т-19-х и Т-18-х на входе в Е-5, Е-4 и вывода из емкостей Е-4, Е-5 к насосам, соединены между уравнительными линиями.

Фракция бензиновая НК-70 оС из емкостей Е-4, Е-5 насосами Н-6/1,2 по уровню в емкости (LIRCAHL 1020) подается через расходомер, регулятор расхода (FIRC 0971) по перемычке Ду-150, на выкид насосов Н-8, Н-5/2 и

далее поступает через расходомер, регулятор расхода (FIRC 0972) по линии острого орошения на верх колонны К-4. Балансовый избыток фракции бензиновой НК-70 оС по уровню в емкости Е-5 (LIRCAHL 1021) от насосов Н-6/1,2, Н-8, Н-5/2 подается в водяной холодильник Т-21, для доохлаждения

и далее с температурой 30-35 °С поступает в электроразделитель ЭР-1 для

защелачивания. Из электроразделителя ЭР-1 фракция бензиновая НК-70 оС выводится, через расходомер (FIR 0038), клапан-регулятор уровня Е-5 (LCV 1021) и по байпасу гребенки смешения бензинов, подается на выход с установки, для вывода как сырье установки изомеризации или в резервуары ТСБ, как прямогонный компонент товарного бензина.

Температура верха колонны К-4 контролируется термопарой (TIR 0471) и регулируется подачей острого орошения регулятором расхода (FIRC 0972) из емкости Е-4, Е-5. Температура сконденсированных паров после воздушных конденсаторов Т-19/1,2,3, смесевого потока на входе в Е-5 контролируется термопарами (TIR 0685, 0686, 0193 и TIR 0480), а температура сконденсированных паров после воздушных конденсаторов Т-18/1,2,3 и на входе в Е-4 контролируется термопарами (TIR 0687, 0688, 0183 и TIR 0464). Температура фракции бензиновой НК-70 оС на выходе после Т-21 и ЭР-1 измеряется термопарами (TIR 0496, TIR 0038), а температура выводимой фракции бензиновой НК-70 оС после Т-21 с установки измеряется термопарой и регулируется регулятором температуры (TIRС 1107), расходом подаваемой оборотной воды через холодильник. Плотность выводимого потока фракции бензиновой НК-70 оС контролируется поточным плотномером (DR 0038), а давление в ЭР-1 контролируется по месту техническим манометром.

Защелачивание фракции бензиновой НК-70 оС производится инжектором И-1, в котором за счет движения потока бензина щелочь засасывается и перемешивается с поступающим потоком. Из инжектора смесь поступает в распределитель ввода (маточник) нижней части электроразделителя, где поддерживается уровень раствора щелочи (едкого натра) с концентрацией 5-25 % мас. После защелачивания фракция бензиновая НК-70 оС выводится с верха электроразделителя. Уровень раздела фаз "щелочь-бензин" в ЭР-1 контролируется визуально свидетелями-пробоотборниками и установленным датчиком СУЖ (LAHL 0090) с сигнализацией при минимальном и максимальном значении.

Свежеприготовленный в емкости Е-22 раствор щелочи 5-25 % мас. концентрации насосами Н-33/1,2 закачивается в ЭР-1 с постоянным визуальным контролем за изменением уровня, до уровня 2-го свидетеля или срабатывания сигнализации «мах» уровня (LAHL 0090). Для исключения повышения уровня щелочи в ЭР-1 (за счет разбавления раствора щелочи водой), производится периодическая зачистка емкостей Е-4, Е-5 от отстоявшейся воды и проверка концентрации рециркулируемой щелочи в ЭР-1.

Отработанная щелочь, после снижения концентрации свободного натрия до 2 % мас, с насыщением солями сульфида натрия, или при появлении следов коррозионных свойств выводимой фракции бензиновой НК-70 ˚С (при проверке паров бензина свежим 0,5 % раствором уксусно-кислого свинца), заменяется на свежую. Замена щелочи производится путем

отключения ЭР-1 из потока и выводом фракции НК-70 ˚С в линию некондиционных продуктов, в Е-102, Е-103. Откачка отработанной щелочи

производится насосами Н-33/1,2 на реагентное хозяйство цеха №26. Снижение уровня щелочи производится с контролем раздела-фаз “щелочь-бензин” по свидетелям уровня, после срабатывания сигнализации «мин» уровня (LAHL 0090) и появления бензина на уровне нижнего свидетеля.

Скопившаяся в нижней части колонны К-4 жидкая фаза фракции НК-70 °С, перетекает за перегородку ребойлера Т-20, где установлен уровнемер. Из ребойлера Т-20 и куба колонны К-4 по уровню (LIRCАHL 1022) скопившаяся жидкая фаза фракции бензиновой откачивается насосом Н-10/1,2 через расходомер (FIRС 1022), регулятор уровня, в линию подачи острого орошения колонны К-3, после регулятора расхода (FCV 0970).

Температура низа колонны К-4 измеряется термопарой (TIR 1109) с поддержанием теплового режима низа колонны теплом вводимой стабильной бензиновой фракции НК-130 (180) °С на вход в колонну и температурой низа К-3. Давление в колоннах К-3 и К-4 поддерживается за счет сброса углеводородного газа из емкостей Е-4, Е-5. Давление паров на входе в Т-18/1,2,3 регулируется регулятором (PIRC 1157) сброса газа из Е-4 в Е-23, а давление верха колонны К-4 регулируется регулятором (PIRC 1158), сброса газа из Е-5 в сепаратор Е-23, топливной сети установки. Расход и температура выводимого газа из емкостей Е-4 и Е-5 измеряется расходомерами (FIR 0022, 0023), термопарами (TIR 0022, 0023).

Для исключения превышения давления в аппаратах (колоннах К-3, К-4, емкости Е-4, Е-5 и электроразделителе ЭР-1) установлены ППК с направлением сбросов от ППК колонн в факельные емкости Е-36, Е-36/1, а от ППК емкостей Е-4, Е-5 по линии 126 на вход в емкость Е-36. Сброс от ППК ЭР-1 производится в емкость закрытого дренирования Е-10, Е-11 установки. При освобождении оборудования от продукта сброс избыточного давления паров и газов из колонн К-8, К-3, К-4, емкости Е-2, конденсаторов Т-16/1,2,3, холодильника Т-22 и насосов Н-17 производится через емкости Е-36, Е-36/1 - на факел, а дренирование бензиновых фракций с куба К-3, К-4, насосов Н-2/1,2, Н-6/1,2, Н-8, Н-10/1,2, Н-11/1,2, Н-16/1,2, Н-17/1,2, теплообменника Т-21, ЭР-1 в емкости закрытого дренирования Е-10, Е-11. Для подготовки оборудования к ремонту предусмотрена подача водяного пара 16 ати непосредственно в емкость Е-6, колонну К-8, К-3, К-4 и по коллектору линии 255, от распределительной гребенки №13, в линии приемов насосов Н-16/1,2, Н-2/1,2, Н-11/1,2, Н-5/2, Н-6/1,2, Н-10/1,2.

На выводе получаемых фракций бензиновых НК-70 оС, 70-130 (180) оС и фракции 130-180 оС с установки, предусмотрено раздельный их вывод, или возможность их смешения в гребенке смешения бензинов, с получением фракции бензиновой НК-180 °С (бензина прямой перегонки). Также имеется возможность подачи бензиновых фракций по линии некондиции в резервуар Е-102, Е-103 или на прием насосов Н-1.

Примечание:

1) При выходе из строя насосного оборудования возможна работа блока стабилизации и вторичной перегонки бензина с выводом стабильной фракции бензиновой НК-180 °С (бензина прямой перегонки)по схеме: с низа колонны К-8 ( дегазированная стабильная фракция в Е-6 и колонне К-8), через регулятор расхода по уровню в колонне (LIRCA HL 1030), по перемычке (линия 71) направляется в линию 91 - откачки фракции 70-130 (180) оС от Н-13, Н-12/2 и далее на доохлаждение в воздушные холодильники Т-25, Т-18/4, водяной холодильник Т-24 и через объемные счетчики (FQIR 0024, 0025), поступает по байпасу гребенки смешения бензинов на вывод с установки в парк ТСБ;

2) Предусмотрена подача фракции бензиновой 70-130 (180) оС от насосов Н-11/1,2, в линию откачки колонны К-3, после регулятора (FIRC 0969).

3) При выводе фракции НК-70 оС подача фракции 290-360 оС в ребойлер Т-20 не производится, запорная арматура на линиях подачи и вывода фракции 290-360 оС в Т-20, перекрывается и отглушается стандартными заглушками. Ввод стабильной фр. бензиновой НК-180 °С на тарелки 29, 37 колонны К-3, подача бензиновых паров с верха колонны К-3 по шлемовому трубопроводу в Т-18/1,2,3 не производится. Путем установки стандартных заглушек в фланцевые соединения, пары с верха колонны К-3 направляются в линию выхода паров из ребойлера Т-20 на вход в колонну К-4.

Подача раннее выводимой фракции бензиновой НК-85 °С от насосов Н-6-х через клапан регулятор расхода (FCV 0970) в линию загрузки, с вводом на тарелки 25,31,37 колонны К-4 и вывод фракции бензиновой 70-85 °С после Т-23 на вводе в гребенку смешения бензинов - перекрыт и отглушен стандартными заглушками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: