Понятие стандарта организации

Согласно действующему в настоящее время в России законодательству внутри отдельных организаций, в том числе и туристских, могут разрабатываться стандарты, регулирующие внутреннее делопроизводство на предприятии. Такая возможность предусмотрена в ст. 17 указанного выше Федерального закона РФ «О техническом регулировании». В частности, она посвящена стандартам организаций (в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц). Установлено, что такие стандарты могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов.

Согласно ГОСТ Р 1.12–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», стандарт организации – это стандарт, утвержденный и применяемый для целей стандартизации, а также совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок [26].

В рассматриваемом аспекте большое значение приобретают процессы саморегулирования. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление индивидуальных, коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, деловой этики, обеспечивающих более высокие или дополнительные по установленным федеральным законодательством показателям качества производимых товаров (работ, услуг), добросовестности во взаимодействии с потребителями, степени информационной прозрачности осуществления предпринимательской деятельности, а также осуществление непрерывного контроля за их соблюдением. Новое законодательство, как считают российские специалисты, создает весомые предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организации стали наряду с государством активным субъектом регулирования российского рынка. В частности, саморегулирование через национальные стандарты и стандарты организаций призвано:

– создать условия для добросовестной конкуренции;

– обеспечить научно-технический прогресс;

– содействовать продвижению продукции, процессов работ и услуг на международный рынок;

– максимально учитывать интересы потребителей;

– создавать информационное поле о качестве продукции, процессов, работ и услуг как для потребителей, так и для исполнителей.

Через государственное регулирование обеспечивается:

– защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В результате через государственное регулирование и саморегулирование достигаются цели технического регулирования [4; 144, с. 27].

Понятие же саморегулируемых организаций впервые введено в Федеральном законе РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. [170, с. 10]. Саморегулируемыми именуются некоммерческие организации, созданные путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющие своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемых организаций [Там же, с. 10].

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является (по мнению специалистов) возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и/или области ее деятельности [165, с. 79].

До 1 июля 2005 г. в России действовал основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.4–93 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения». В рамках приведения содержания национальных стандартов в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП ВНИИстандарт) разработало новый национальный основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» [19]. Этот стандарт утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г.

В тексте данного стандарта оговаривается, что стандарты организаций разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях, указанных в ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрак­тами).

Объектами стандартизации внутри организации, согласно данному национальному стандарту, могут быть:

– составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

– процессы организации и управления производством;

– процессы менеджмента;

– технологическая оснастка и инструмент;

– технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

– методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

– услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

– номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

– процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

В пп. 4.3. и 4.5 установлено, что стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов (и не должны им противоречить) и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Организациями самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Таким образом, на основании анализа текста данного стандарта мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, стандарты организации занимают подчиненное положение по отношению к национальным стандартам. Этот вывод следует из содержания пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.12 данного основополагающего национального стандарта.

Так, согласно указанным пунктам, в стандартах организации не могут быть установлены требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам. Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Кроме того, разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги, а построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5–2002 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Во-вторых, в стандарте предусмотрено обсуждение проекта стандарта организации сотрудниками заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги – представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

В-третьих, до утверждения стандарта организации предусмотрено проведение экспертизы содержания стандарта в том случае, если речь идет об услугах, оказываемых организацией на стороне. Согласно ГОСТ 1.12–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», экспертиза проекта стандарта – это рассмотрение проекта стандарта с целью оценки его способности содействовать соблюдению требований технического регламента и/или обеспечить иные интересы национальной экономики, оценки научно-технического уровня стандарта, определения его соответствия законодательству Российской Федерации, метрологическим требованиям, правилам и нормам, проверки стандарта на патентную чистоту и правильность употребления научно-технических терминов и других языковых и знаковых средств, а также с целью подготовки соответствующего экспертного заключения [26]. Эта экспертиза может проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и (или) экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз (метрологической, терминологической, научно-технической, правовой, патентной, на соответствие национальным стандартам).

В-четвертых, установлены определенные ограничения в применении стандартов организации. Так, требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.

Что касается других организаций, то требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

Кроме того, стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: