В стандартах по туристскому обслуживанию в России

По российскому законодательству несоблюдение правил безопасности при организации и проведении тура влечёт ответственность туристской фирмы. Так, в статье 1095 Гражданского кодекса РФ говорится: «Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет». А в п. 1 статьи 1065 главы 59 Гражданского кодекса России предусмотрена возможность прекращения деятельности какой-либо организации: «Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность» [68].

Поэтому указанный вопрос находит своё отражение в различных федеральных нормативно-правовых актах России. В частности, согласно ГОСТ Р 50690 (пп. 5.1, 5.9–5.13) общие требования к туристским услугам содержат положения о безопасности:

– туристские услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов;

– туристские организации должны быть укомплектованы профессионально подготовленным персоналом, способным осуществлять деятельность в соответствии с требованиями туристских стандартов России;

– предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды.

– услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях;

– туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями;

– средства размещения, транспортные средства для перевозки туристов и экскурсантов, туристское снаряжение и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания туристов [33].

По ГОСТ Р 50644 (п. 7.2) перечень мер по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) включает:

– информирование туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;

– выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными пред­принимателями, оказывающими туристские услуги;

– страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов) от несчастных случаев, включая прохож­дение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхова­ние от невыезда;

– обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицин­ских прививок:

– оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление средств связи);

– обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии и оказание услуг, гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);

– обеспечение сохранности имущества туристов в стране (месте) временного пребывания (в сред­ствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);

– обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;

– защиту персональных данных туристов, охрану их чести и достоинства в стране (месте) времен­ного пребывания;

– обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской индус­трии;

– сертификацию (аттестацию, декларирование соответствия) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;

– применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;

– оказание помощи пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).

При формировании и реализации туристского продукта туроператоры обязаны:

– провести анализ возможных рисков для туристов;

– предусмотреть меры для снижения возможных рисков до приемлемого уровня;

– создать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской и правовой помощи;

– своевременно предоставлять туристам и экскурсантам необходимую, достоверную и полную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора и безопас­ность на туристском маршруте;

– обеспечивать услуги инструкторов-проводников, если организуемые путешествия (экскурсии) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опас­ность для жизни, здоровья в горной и труднопроходимой местности (спелеологические, водные и др. объекты);

– незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы МЧС,спасательные службы и заин­тересованных лиц о чрезвычайных происшествиях на маршрутах или во время проведения экскурсий на территории Российской Федерации и за ее пределами;

– предоставлять туристам (экскурсантам) гарантии оплаты медицинской помощи, если законода­тельством страны (места) временного пребывания установлены требования таких гарантий;

– предоставлять возможность дополнительного добровольного страхования жизни, здоровья, имущества и рисков туристов при наличии угрозы безопасности;

– при возникновении необходимости организовать эвакуацию пострадавшего туриста (экскурсан­та) с места происшествия и из страны (места) временного пребывания;

– приостановить путешествие, экскурсию в случае возникновения риска чрезвычайного проис­шествия (ситуации);

– обеспечить проведение для туристов (экскурсантов) необходимых инструктажей по безопаснос­ти с учетом специфики вида туристского путешествия (маршрута) или экскурсии;

– предоставлять туристам (экскурсантам) информацию с реальной возможности спасения, эваку­ации и оказания на маршруте квалифицированной медицинской помощи, схемах оповещения и сеансах связи: об аттестации маршрутов, о местах дислокации поисково-(аварийно)-спасательных служб МЧС Российской Федерации.

Национальный стандарт ГОСТ Р 51185–2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» [45] содержит требования безопасности применительно к гостиницам и другим средствам размещения. Раздел 7 данного стандарта включает в себя требования безопасности.

В частности, установлено, что в средствах размещения туристов любого вида должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья туристов, сохранность их имущества. Средства размещения должны располагаться в благоприятных экологических условиях и соответствовать требованиям пожарной безопасности по ППБ 01 (иметь сертификат пожарной безопасности, должны быть оборудованы системами противопожарной защиты, оповещения и/или средствами защиты от пожара в соответствии с ППБ 01).

В здании должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели для обеспечения свободной ориентации как в обычной, так и в чрезвычайной ситуациях. В доступном для обозрения месте должны быть вывешены планы действий персонала и туристов в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах).

Все санитарно-техническое, технологическое и другое оборудование, приборы, мебель и инвентарь должны соответствовать требованиям нормативных документов и эксплуатироваться с соблюдением их требований (требования ППБ 01, ГОСТ 12.1.004 и правила эксплуатации, установленные заводом-изготовителем в нормативной документации на конкретное оборудование).

В данном национальном стандарте установлен допустимый уровень звукового давления и уровень звука в помещениях.

Отдельная группа требований касается соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм в части:

– содержания санитарно-технического оборудования и инвентаря, удаления отходов и защиты от насекомых и грызунов;

– состояния территории, мест общего пользования, помещений, зданий, пляжей и различных сооружений для туристов;

– обработки (стирки, глажения, хранения и т.д.) белья.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу и соответствовать ГОСТ 2874. При отсутствии гарантии хорошего качества питьевой воды должны быть оборудованы специальные установки по обработке воды.

Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, вошедшие в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.

Обслуживающий персонал средств размещения должен быть подготовлен к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Ответственность за подготовленность персонала несет руководитель средств размещения. Установлено также, что обслуживающий персонал должен проходить медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических служб.

Таким образом, вопросы безопасности занимают важное место в содержании национальных стандартов России, применяемых в сфере туристской индустрии. Согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) (п. 1. ст. 46) на территории России обязательному исполнению юридическими и физическими лицами подлежат требования, соответствующие целям:

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей [172].

В настоящее время указанные требования закреплены в качестве обязательных для выполнения и в российском законодательстве о национальных стандартах [ Подробнее см. п. 6.2. темы 6 данной работы ].

Резюме

Анализ вышеизложенного приводит нас к следующим выводам:

– в России по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» официально признаны национальные стандарты и стандарты организаций, что ставит вопрос о правовом статусе стандартов, не относящихся к двум указанным категориям;

– существует некоторая неопределенность в термине «национальный стандарт», которая связана с возможностью использовать указанный термин в разных значениях;

– вопросы безопасности занимают значительное место в содержании российских туристских стандартов, что проявляется в наличии данного аспекта во всех указанных нормативных документах.

Таким образом, российские туристские стандарты образуют в совокупности систему, переживающую период реформирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое вид стандарта?

2. Какие виды стандартов Вам известны?

3. Как соотносятся между собой термины «национальный стандарт» и «государственный стандарт»?

4. Какие категории стандартов официально выделяют в России согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»?

5. Что такое аспект стандартизации?

6. Что указывают групповой заголовок, подзаголовок и заголовок в наименовании стандарта?

7. Какое место занимает вопрос о безопасности услуг в Гражданском кодексе России?

8. Какие группы требований по безопасности установлены в туристских стандартах России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: