Предметом учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организации банковской деятельности; новых явлений в денежно-кредитной системе Республики Беларусь; основ международных валютно-кредитных отношений. Данная дисциплина дает базовые теоретические знания, необходимые при подготовке специалистов по экономическим специальностям.
В первом разделе учебной программы приводится характеристика сущности, видов денег и их роли, денежного оборота; рассматриваются организация денежного обращения, методы регулирования денежного оборота, элементы денежной и валютной систем Республики Беларусь. Во втором и третьем разделах раскрываются сущность, функции и роль кредита, особенности организации функционирования его отдельных форм (банковского, коммерческого, государственного, потребительского, лизингового, ипотечного, факторингового кредита); дается характеристика кредитной и банковской систем, функций и роли банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, различных видов банковских операций. В четвертом разделе рассматриваются основы международных валютно-кредитных отношений, участие Республики Беларусь в этих отношениях.
|
|
Раскрытие теоретических положений дисциплины «Деньги, кредит, банки» опирается на приоритет логического изложения системы экономических понятий и закономерностей перед их историческим описанием. В то же время используются исторические экскурсы в области эволюции видов денег, кредита и банков для выявления преемственности экономических связей и знакомства студентов с материалом, послужившим основой для теоретических обобщений. Практические вопросы рассматриваются в дисциплине в той мере, в какой это необходимо для уяснения экономической сущности и роли денег, кредита и банков.
В ходе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты обязаны:
- ознакомиться со взглядами на сущность и функции кредита, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
- усвоить содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;
- уяснить основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте;
- изучить структуру кредитной системы государства, виды, функции и операции банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, их роль в экономике страны;
|
|
- научиться использовать теоретические знании курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности. Будущая работа студентов как сотрудников организаций и предприятий связана с использованием знаний по теории денег, кредита, банков и небанковских кредитно-финансовых институтов.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
- знать:
• сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;
• содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;
• основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте;
- уметь:
• использовать теоретические знания курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности;
• анализировать эффективность организации денежного оборота;
• обобщать зарубежный и отечественный опыт организации и функционирования банковской системы на макроуровне;
• анализировать действие инструментов денежно-кредитной политики, деятельности кредитно-финансовых организаций, их показатели.
В соответствии с учебными планами по специальностям и специализациям количество часов, выделяемых на лекции и семинарские занятия по отдельным темам, а также соотношение часов между ними может меняться. Так, по специальности «Финансы и кредит» планируется всего — 360 часов, в том числе аудиторных занятий — 204 часа, из них лекций — 112 часов, семинарских занятий — 92 часа; рекомендуемые формы контроля — зачет, экзамен, курсовая работа.
По направлению специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» всего — 264 часа, в том числе аудиторных занятий — 120 часов, из них лекций — 70 часов, семинарских занятий — 50 часов; рекомендуемые формы контроля — зачет, экзамен, курсовая работа.
По специальностям «Экономическая теория», «Экономика», «Мировая экономика», «Статистика», «Экономика и управление на предприятии», «Коммерческая деятельность», «Аудит и ревизия», «Экономическая информатика», «Экономика и управление туристской индустрией», «Маркетинг», «Логистика»,а также по направлениям специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях», «Бухгалтерский учет,анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» всего — 98 часов, в том числе аудиторных занятий — 52 часа, из них лекций — 26 часов, семинарских занятий — 26 часов; рекомендуемая форма контроля — зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем | Количество часов | |||||||
Всего | Лекции | Семинарские занятия | ||||||
Специальность «Финансы и кредит» | ||||||||
Предмет, задачи и структура курса | — | |||||||
Раздел 1. Деньги | ||||||||
1.1. Происхождение, сущность, функции денег | ||||||||
1.2. Виды денег | ||||||||
1.3. Роль денег | ||||||||
1.4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот | ||||||||
1.5. Денежный оборот | ||||||||
1.6. Платежная система и ее виды | ||||||||
1.7. Безналичный денежный оборот | ||||||||
1.8. Наличный денежный оборот | ||||||||
1.9. Денежная система, ее элементы | ||||||||
1.10. Устойчивость денежного оборота и методы его регулирования | ||||||||
Раздел 2. Кредит | ||||||||
2.1. Сущность кредита и его функции | ||||||||
2.2. Роль кредита в рыночной экономике | ||||||||
2.3. Формы кредита | ||||||||
2.4. Рынок ссудных капиталов | ||||||||
Раздел 3. Кредитная система | ||||||||
3.1. Банки и их роль | ||||||||
3.2. Банковские операции | ||||||||
3.3. Кредитная система, ее структура | ||||||||
3.4. Центральные банки | ||||||||
3.5. Коммерческие банки и основы ихдеятельности | ||||||||
3.6. Банковские проценты | ||||||||
3.7. Небанковские кредитно-финансовые организации | ||||||||
Раздел 4. Основы международных валютно-кредитных отношений | ||||||||
4.1. Валютная система и валютное регулирование | ||||||||
4.2. Международные расчетные отношения | ||||||||
4.3. Международные кредитные отношения | ||||||||
ВСЕГО | ||||||||
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» | ||||||||
Предмет, задачи и структура курса | — | |||||||
Раздел 1. Деньги | ||||||||
1.1. Происхождение, сущность, функции денег | ||||||||
1.2. Виды денег | ||||||||
1.3. Роль денег | ||||||||
1.4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот | ||||||||
1.5. Денежный оборот | ||||||||
1.6. Платежная система и ее виды | ||||||||
1.7. Безналичный денежный оборот | ||||||||
1.8. Наличный денежный оборот | ||||||||
1.9. Денежная система, ее элементы | ||||||||
1.10. Устойчивость денежного оборота и методы его регулирования | ||||||||
Раздел 2. Кредит | ||||||||
2.1. Сущность кредита и его функции | ||||||||
2.2. Роль кредита в рыночной экономике | ||||||||
2.3. Формы кредита | ||||||||
2.4. Рынок ссудных капиталов | ||||||||
Раздел 3. Кредитная система | ||||||||
3.1. Банки и их роль | ||||||||
3.2. Банковские операции | ||||||||
3.3. Кредитная система, ее структура | ||||||||
3.4. Центральные банки | ||||||||
3.5. Коммерческие банки и основы их деятельности | ||||||||
3.6. Банковские проценты | ||||||||
3.7. Небанковские кредитно-финансовые организации | ||||||||
Раздел 4. Основы международных валютно-кредитных отношений | ||||||||
4.1. Валютная система и валютное регулирование | ||||||||
4.2. Международные расчетные отношения | ||||||||
4.3. Международные кредитные отношения | ||||||||
ВСЕГО | ||||||||
|
|
|
|