Пояснительная записка. Предметом учебной дисциплины «деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений

Предметом учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений, свя­занных с функционированием денег, кредита, банков, их взаимосвязи, закономерностей развития; основ построения и структуры кредитной системы страны, принципов организа­ции банковской деятельности; новых явлений в денежно-кре­дитной системе Республики Беларусь; основ международных валютно-кредитных отношений. Данная дисциплина дает ба­зовые теоретические знания, необходимые при подготовке специалистов по экономическим специальностям.

В первом разделе учебной программы приводится харак­теристика сущности, видов денег и их роли, денежного обо­рота; рассматриваются организация денежного обращения, методы регулирования денежного оборота, элементы денеж­ной и валютной систем Республики Беларусь. Во втором и третьем разделах раскрываются сущность, функции и роль кредита, особенности организации функционирования его отдельных форм (банковского, коммерческого, государст­венного, потребительского, лизингового, ипотечного, факто­рингового кредита); дается характеристика кредитной и бан­ковской систем, функций и роли банков и специализирован­ных кредитно-финансовых организаций, различных видов банковских операций. В четвертом разделе рассматривают­ся основы международных валютно-кредитных отношений, участие Республики Беларусь в этих отношениях.

Раскрытие теоретических положений дисциплины «День­ги, кредит, банки» опирается на приоритет логического изло­жения системы экономических понятий и закономерностей перед их историческим описанием. В то же время использу­ются исторические экскурсы в области эволюции видов денег, кредита и банков для выявления преемственности экономи­ческих связей и знакомства студентов с материалом, послу­жившим основой для теоретических обобщений. Практиче­ские вопросы рассматриваются в дисциплине в той мере, в ка­кой это необходимо для уяснения экономической сущности и роли денег, кредита и банков.

В ходе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты обязаны:

- ознакомиться со взглядами на сущность и функции кредита, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;

- усвоить содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабиль­ности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;

- уяснить основы функционирования денежно-кредит­ных отношений в международном экономическом обороте;

- изучить структуру кредитной системы государства, ви­ды, функции и операции банков и специализированных кре­дитно-финансовых организаций, их роль в экономике страны;

- научиться использовать теоретические знании курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности. Будущая работа студентов как со­трудников организаций и предприятий связана с использова­нием знаний по теории денег, кредита, банков и небанков­ских кредитно-финансовых институтов.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

- знать:

• сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;

• содержание, организацию денежного оборота и кредит­ного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;

• основы функционирования денежно-кредитных отно­шений в международном экономическом обороте;

- уметь:

• использовать теоретические знания курса для приобре­тения соответствующих практических навыков по своей спе­циальности;

• анализировать эффективность организации денежного оборота;

• обобщать зарубежный и отечественный опыт организации и функционирования банковской системы на макроуровне;

• анализировать действие инструментов денежно-кре­дитной политики, деятельности кредитно-финансовых орга­низаций, их показатели.

В соответствии с учебными планами по специальностям и специализациям количество часов, выделяемых на лекции и семинарские занятия по отдельным темам, а также соотно­шение часов между ними может меняться. Так, по специаль­ности «Финансы и кредит» планируется всего — 360 часов, в том числе аудиторных занятий — 204 часа, из них лекций — 112 часов, семинарских занятий — 92 часа; рекомендуемые формы контроля — зачет, экзамен, курсовая работа.

По направлению специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» всего — 264 часа, в том числе аудиторных занятий — 120 часов, из них лекций — 70 часов, семинарских занятий — 50 часов; рекомендуемые формы контроля — зачет, экзамен, курсовая работа.

По специальностям «Экономическая теория», «Экономи­ка», «Мировая экономика», «Статистика», «Экономика и уп­равление на предприятии», «Коммерческая деятельность», «Аудит и ревизия», «Экономическая информатика», «Эконо­мика и управление туристской индустрией», «Маркетинг», «Логистика»,а также по направлениям специальности «Бух­галтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организа­циях», «Бухгалтерский учет,анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» всего — 98 часов, в том числе аудиторных занятий — 52 часа, из них лекций — 26 часов, семинарских занятий — 26 часов; рекомендуемая форма контроля — зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем Количество часов  
Всего Лекции Семинарские занятия  
Специальность «Финансы и кредит»  
Предмет, задачи и структура курса      
Раздел 1. Деньги  
1.1. Происхождение, сущность, функ­ции денег        
1.2. Виды денег        
1.3. Роль денег        
1.4. Эмиссия и выпуск денег в хозяй­ственный оборот        
1.5. Денежный оборот        
1.6. Платежная система и ее виды        
1.7. Безналичный денежный оборот        
1.8. Наличный денежный оборот        
1.9. Денежная система, ее элементы        
1.10. Устойчивость денежного оборо­та и методы его регулирования        
Раздел 2. Кредит  
2.1. Сущность кредита и его функции        
2.2. Роль кредита в рыночной эконо­мике        
2.3. Формы кредита        
2.4. Рынок ссудных капиталов        
Раздел 3. Кредитная система    
3.1. Банки и их роль        
3.2. Банковские операции        
3.3. Кредитная система, ее структура        
3.4. Центральные банки        
3.5. Коммерческие банки и основы ихдеятельности        
3.6. Банковские проценты        
3.7. Небанковские кредитно-финансо­вые организации        
Раздел 4. Основы международных валютно-кредитных отношений  
4.1. Валютная система и валютное ре­гулирование        
4.2. Международные расчетные отно­шения        
4.3. Международные кредитные отно­шения        
ВСЕГО        
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках»  
Предмет, задачи и структура курса      
Раздел 1. Деньги  
1.1. Происхождение, сущность, функ­ции денег        
1.2. Виды денег        
1.3. Роль денег        
1.4. Эмиссия и выпуск денег в хозяй­ственный оборот        
1.5. Денежный оборот        
1.6. Платежная система и ее виды        
1.7. Безналичный денежный оборот        
1.8. Наличный денежный оборот        
1.9. Денежная система, ее элементы        
1.10. Устойчивость денежного оборо­та и методы его регулирования        
Раздел 2. Кредит  
2.1. Сущность кредита и его функции        
2.2. Роль кредита в рыночной эконо­мике        
2.3. Формы кредита        
2.4. Рынок ссудных капиталов        
Раздел 3. Кредитная система  
3.1. Банки и их роль      
3.2. Банковские операции      
3.3. Кредитная система, ее структура      
3.4. Центральные банки      
3.5. Коммерческие банки и основы их деятельности      
3.6. Банковские проценты      
3.7. Небанковские кредитно-финансо­вые организации      
Раздел 4. Основы международных валютно-кредитных отношений  
4.1. Валютная система и валютное ре­гулирование      
4.2. Международные расчетные отно­шения      
4.3. Международные кредитные отно­шения      
ВСЕГО      
                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: