История политической мысли

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия)

Выдающиеся мыслители: Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Шан Ян, Шань Бу-Хай, Артхашастра.

Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме. Господствовало обоснование божественного происхождения власти.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима (Солон, Перикл,
Демокрит, Протагор, Платон, Аристотель, Цицерон)

Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы - обособление их как относительно самостоятельной части философии.

Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида.

3..Политические учения Средневековья (V- XVIII в) (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории политической власти.

Роль религии и государства в политике.

Средневековые ереси - острая критика католической церкви, пышной обрядности, собственности, наживы. Требование упразднить сословие священников, вернуться к раннехристианской церкви.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Николо Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томас Гоббс, Джон Локк).

Появление теорий, защищающих бюргерство, обвиняющих церковь во всех бедах и несчастьях мира. Настоящий источник власти - народ.

Освобождение политической теории от теологии, развитие гуманизма.

Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

5. Политические учения европейского Просвещения (Вольтер, Марат, Робеспьер, Руссо)

Обоснование роли политического, морального, эстетического воспитания индивида, «царства разума», где гармонируют интересы свободного индивида и справедливого общества.

Формирование либеральной политической идеологии.

Обоснование необходимости разделения властей.

Характеристика правового государства.

Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии.

Формирование концепции прав человека и гражданина.

Идеи революции и диктатуры.

6. Современная политология я (М.Вебер, Г.Моска, В.Парето).

конец ХIХ в – конец 40-х гг. главное внимание уделялось исследованию

ХХ в. проблемы политической власти

и ее социальных основ.

конец 40 - х - 2 половина поворот к проблемам либерализации

70-х годов ХХ века политической жизни, демократизации социальной политики государства.

середина 70-х до силовая концепция власти. Теория

наших дней элитарной демократии.

Концепция информационного общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему первых социологов античности называют социальными философами?

2. Как Платон представлял себе структуру общества?

3. При каких условиях, по мнению Аристотеля, государство лучше управляется?

4. Какие законы, по мнению Н.Макиавелли, должен знать правитель, желающий добиться успеха?

5. Объясните сущность теории общественного договора Т. Гоббса?

6. Каково содержание теории социального конфликта, смены общественных формаций и классов К.Маркса?

7. В чем смысл основных положений социологии О.Конта? Как можно оценить его деятельность с точки зрения современных социологов?

8. Каков вклад Э.Дюркгейма и М.Вебера в развитие социологии?

9. Охарактеризуйте политические учения средневековья?

10. Каковы основные проблемы современной политологии?

Ключевые понятия темы:

1. Антагонизм социальный – непримиримое противоречие основных классов
общества.

2. «Идеальные типы» – мыслительные логические конструкции, предельные
понятия, создаваемые и используемые исследователем для познания социальной реальности.

3. Механическая солидарность – организация общества, при которой личность не принадлежит себе и поглощается коллективом.

4. Позитивный – метод, применяемый объективно, независимо от оценочных
суждений исследователя.

5. Общественно - экономическая формация – ступень исторического развития общества, которой соответствует свой способ производства.

6. Органическая солидарность – организация общества, при которой личность и общество дополняют друг друга, повышается терпимость людей друг к другу, расширяется демократия.

7. Социальная динамика – раздел социологии, развивающий теорию
общественного прогресса.

8. Социальная статика – раздел социологии, изучающий условия и законы
функционирования общественной системы в застывшем состоянии.

9. Социальные факты – коллективные привычки, традиции, правила поведения, обряды, которые существуют независимо от индивида, как природные факты.

10. Эмпиризм – метод, основанный на фактах, опытный.

Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Общ. ред. и предисловие П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1993, с. 36-71, 86-130, 152-199, 315-386, 489-562.

2. Гуревич П.С. Философский словарь. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997, с. 68-71.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. -М.: Академия, 1997, с. 16-25.

4. Кохановский В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995, с. 64-65.

5. Кравченко А.И. Социология и политология. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», Мастерство; Высшая школа,2000, с. 19-32.

6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. - М:
Финансы и статистика, 2000, с. 16-29.

7. Радугин А.А., Радугин К.Н. Социология. Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995, с. 13- 41.

8. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В.Тадевосяна. - М.: Знание, 1995, гл. 2.

9. Социология. Практикум. Под ред. А.В.Миронова, Р.И.Руденко. - М.: Социально - политический журнал, 1993, с. 25-35.

10. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Логос, 1997, с. 9-19.

Тема урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: