Регуляция поведения в обществе

План:

1. Социальные роли и поведение личности.

2. Смысл и назначение социального контроля.

3. Отклоняющееся и преступное поведение.

4. Социальные институты.

Проблемные задания:

1. Почему социальный контроль является необходимым условием успешного функционирования общества?

2. Оцените возможности применения способов социального контроля:

- в малой группе с неформальными межличностными отношениями;

- в организации, где существуют формальные и неформальные отношения;

- в большой социальной группе (каста, класс, социальный слой).

3. Как вы думаете, почему:

- мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука?

- в арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания?

- в Англии XVI в. парламент принимал правила, регулировавшие одеяния для каждого социального слоя?

- майор не имеет права носить форму подполковника?

- в западном обществе не модно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем – модно?

4. Определите тип (Ф +, Ф -, Н +, Н -) следующих санкций:

Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в газету, офицерское звание, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, звание чемпиона мира, аттестат зрелости.

5. Решите, могут ли выступать средствами социального контроля:

домашнее задание; медицинская справка; паспорт; проездной билет; ученая степень; заседание правительства; телефон; часы; компьютер; телевизор; ценники на товары.

6. Попробуйте составить краткую схему эволюции институтов:

образования; религии; политических институтов.

Через какие стадии они прошли в своем развитии? Какие формы, методы и приемы использовались?

7. К каким из основных социальных институтов (семья, производство, государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные ниже:

Деньги. Целибат. Престолонаследие. Обмен. Адвокатура. Побратимство. Банки. Наставничество. Цензура.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите формы массового поведения.

2. Составьте развернутый план лекции.

Социальное поведение – система поступков людей.

Культурные стандарты той или иной социальной роли сказываются на поведении конкретной личности в данном обществе. В любом обществе выполнение определенных функций требует послушания. Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данной общности нормам. Личность должна себя вести так, как в этой общности принято, она должна выполнять свою роль так, как от нее ждут.

Механизмы воздействия на поведение личности:

1. механизм отбора – личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами;

2. механизм предписывания – социальная среда через образец выполнения социальной роли предписывает личности тот набор моральных, трудовых и т.п. качеств, которыми она должна обладать. Эти предписания могут выступать и в виде жестких требований (воинский устав), и в виде пожеланий к личности;

3. механизм контроля – общество или группа контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами.

Формы массового поведения:

1. массовая истерия – состояние общей нервозности, повышенной возбудимости и страха;

2. паника – форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Человек теряет самообладание;

3. погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой, против собственности или личности, который сопровождается грабежами, убийствами;

4. бунт – стихийная форма коллективного протеста. Их причиной служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо;

5. демонстрация – временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Демонстрация относится к открытому активному протесту. Но существуют: скрытый активный протест (террористическая борьба), скрытый пассивный протест (расклеивание листовок) и открытый пассивный протест (невыполнение приказа).

Средством социальной регуляции поведения людей выступает социальный контроль.

Социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа регулирует поведение и поддерживает общественный порядок. Выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

Функции социальных норм:

1. регулируют общий ход социализации;

2. интегрируют людей в группы и общество;

3. служат образцами, эталонами поведения;

4. контролируют отклоняющееся поведение.

Девиантное поведение (социальное отклонение) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Социальные отклонения могут принимать самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении и т.д.).

Серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание, называется делинквентным поведением. Оно может принимать такие формы как наркомания, воровство, бандитизм.

Отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от этого все формы девиации можно разделить на:

1. максимально одобряемые – героизм, выдающий талант, спортивные и трудовые достижения, научные открытия, политическое лидерство, и т.д.;

2. максимально неодобряемые – терроризм, предательство, преступления, вандализм.

На каждую из этих групп приходится по 10 – 15% общей численности населения. Остальные – “твердые середняки”.

Самой податливой к девиации (неодобряемой) является молодежь по причине своей социальной незрелости. Около 30% всех молодых людей принимает участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения (по данным ООН).

Социальная аномалия – ситуация, при которой отклоняющееся поведение распространяется на широкие слои населения, угрожая устоям общества.

«Институт» (лат.) – «устройство».

В широком значении социальный институт означает совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальная среда – система условных норм, статусов, правил, традиций.

Социальные институты помогают всему сообществу бороться за существование и успешно выживать.

Предназначение социальных институтов – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива:

1. потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

4. потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

5. потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

1.


Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Социальные институты – постоянно развивающиеся системы. Институт семьи: групповой брак полигамия моногамия

Функция социального института – та польза, которую он приносит обществу.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальное поведение и каковы механизмы, воздействующие на поведение личности?

2. Каковы формы массового поведения? Опишите их.

3. Что такое социальный контроль? Каковы способы его осуществления?

4. Что понимают под девиантным поведением? Каковы формы социальных отклонений, наблюдаемых в обществе?

5. Что такое социальный институт? Каковы общие признаки социальных институтов?

Литература:

1. Андреев Ю.П. Категория социальный институт. //Философские науки, 1984, № 1.

2. Дюркгейм Э. Норма и отклонение. //Рубеж, 1992, № 2.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М.: Академия, 1997, с.56 – 64, 181 – 200.

4. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000, с. 89 – 93, 124 – 144.

Тема урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: