План:
1. Социальные общности и группы, их отличительные признаки.
2. Социальная группа.
3. Семья как социальный институт и малая группа.
Проблемные задания:
1. Определите, к какому типу социальных общностей (социальных групп) относятся: бомжи, монахи, смерды, посадские, чиновники, семья, старики, христиане, болельщики «Металлурга».
2. Определите, какая разница существует между следующими понятиями: отшельники, странники, паломники, скитальцы, путешественники, иностранцы, беглые. А чем они сходны между собой?
3. Социологи различают первичные и вторичные социальные группы. Их характеристики приведены в таблице.
Х | У |
Малый размер Личные отношения Дружеские отношения | Большой размер Безличные отношения Деловые отношения |
Что скрывается под Х и У?
4. В зависимости от численности малые группы делятся на: а) диады; б) триады.
Что скрывается за этими понятиями?
К какому из двух типов вы отнесете: «любовный треугольник»; влюбленных; бездетную семью; брата и сестру; родителей и ребенка?
|
|
Задание для самостоятельной работы:
Определите, к какому типу социальных групп относится студенческая группа. Назовите несколько признаков в подтверждении своей точки зрения.
Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Типы социальных общностей:
1. территориальные (горожане, селяне, земляки и т.д.);
2. этнические (расы, нации, народности, племена, классы);
3. стратификационные (классы, сословия, касты);
4. демографические (мужчины, женщины, дети, старики и т.д.);
5. профессиональные (шахтёры, врачи, учителя и т.д.);
6. религиозные (мусульмане, православные, католики и т.д.).
Социальные общности |
Массовые | Социальные группы |
Их признаки:
1. Неопределённый количественный и качественный состав. 2. Нет точно обозначенного принципа вхождения в них. 3. Они неустойчивы и меняются от случая к случаю. 4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. | 1. Устойчивость взаимодействия, прочность и стабильность существования. 2. Относительно высокая степень сплочённости. 3. Однородность состава, т.е. существуют признаки, присущие всем индивидам. 4. Вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований. |
Массовые общности: поклонники эстрадных звёзд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций и т.д.
Социальные группы: семья, школьный класс, студенческая
группа, производственный коллектив и т.д.
|
|
Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Классификация социальных групп:
В зависимости от размеров:
Большие – группы, в которых отсутствуют непосредственные личные контакты между всеми их членами. Контроль осуществляется сверху вниз. | Малые– группы, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Состоят из небольшого числа людей. |
- ученики школы; - работники завода и т.д. | - ученики класса; - производственная бригада и т.д. |
В зависимости от характера взаимоотношений между индивидами:
Первичные– группы, в которых происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят личностный, неформальный характер. | Вторичные – группы, в которых социальные контакты и отношения между их членами носят безличный характер. Они направлены, как правило, на достижение общих целей и при их отсутствии распадаются. |
- семья; - группа друзей; - спортивная команда и т.д. | - студенты курса, факультета, института; - производственный коллектив; - политическая партия и т.д. |
Взаимодействие членов социальных групп между собой называют групповой динамикой.
Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
С одной стороны, семья – социальный институт, с другой – малая группа.
Семья зависит от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений.
С институтом семьи тесно связан институт брака.
Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.
Отличительный признак семьи – совместное ведение домашнего хозяйства. Основа семьи – брачная пара (диада). Триада – семья из трех человек.
В последнее время увеличилось число семей, характеризующихся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленных.
Увеличилось число неполных семей.
Виды семей: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.).
Типы семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья – под одной крышей существуют минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине.
2. Нетрадиционная семья – в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований.
3. Эгалитарная семья (семья равных) – для нее характерны:
а. справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;
б. обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в. эмоциональная насыщенность отношений.
Функции семьи:
1. репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей.
2. воспитательная функция.
Стереотипы семейного воспитания:
- детоцентризм – всепрощенческое отношение к детям;
- профессионализм – тенденция отказа родителей от воспитания детей; главное – материально обеспечить детей;
- прагматизм – воспитание, цель которого выработка у детей
«практичности»;
3. хозяйственно - экономическая функция;
4. рекреационная функция – семья создает у человека чувство безопасности и психологического комфорта.
Семейно - демографическая ситуация:
|
|
1. рост числа разводов;
2. уменьшение числа детей в семье.
Причины разводов:
1. бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и др.);
2. межличностные конфликты (утрата чувства любви, ревность, мнительность);
3. внешние факторы (вмешательство родителей и других лиц, измена и др.).
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое социальная общность?
2. Каковы типы социальных общностей?
3. Сравните массовые общности и социальные группы.
4. Сравните большие и малые социальные группы.
5. На что направлены взаимоотношения внутри первичных групп?
6. Почему институт семьи является базовым в любом обществе?
7. Каковы типы и функции семьи?
Литература:
1. Антипина Г.С. Теоретико - методологические проблемы исследования
малых социальных групп. – Л., 1989.
2. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие – М.: Академия,
1997, с. 76 - 89, 195-199.
3. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А Г. Эфендиева. – М:
Знание, 1993. с. 97 - 148.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Знание,
1995. с. 119-128
5. Смелзер Н. Социология. – М.,1994.
6. Социология: Учебное пособие. Под ред. Э.В.Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 147-155.
7. Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1997, с. 127- 218.
Тема урока: