Социальные общности и группы

План:

1. Социальные общности и группы, их отличительные признаки.

2. Социальная группа.

3. Семья как социальный институт и малая группа.

Проблемные задания:

1. Определите, к какому типу социальных общностей (социальных групп) относятся: бомжи, монахи, смерды, посадские, чиновники, семья, старики, христиане, болельщики «Металлурга».

2. Определите, какая разница существует между следующими понятиями: отшельники, странники, паломники, скитальцы, путешественники, иностранцы, беглые. А чем они сходны между собой?

3. Социологи различают первичные и вторичные социальные группы. Их характеристики приведены в таблице.

Х У
Малый размер Личные отношения Дружеские отношения Большой размер Безличные отношения Деловые отношения

Что скрывается под Х и У?

4. В зависимости от численности малые группы делятся на: а) диады; б) триады.

Что скрывается за этими понятиями?

К какому из двух типов вы отнесете: «любовный треугольник»; влюбленных; бездетную семью; брата и сестру; родителей и ребенка?

Задание для самостоятельной работы:

Определите, к какому типу социальных групп относится студенческая группа. Назовите несколько признаков в подтверждении своей точки зрения.

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Типы социальных общностей:

1. территориальные (горожане, селяне, земляки и т.д.);

2. этнические (расы, нации, народности, племена, классы);

3. стратификационные (классы, сословия, касты);

4. демографические (мужчины, женщины, дети, старики и т.д.);

5. профессиональные (шахтёры, врачи, учителя и т.д.);

6. религиозные (мусульмане, православные, католики и т.д.).

Социальные общности
Массовые   Социальные группы

Их признаки:

1. Неопределённый количественный и качественный состав. 2. Нет точно обозначенного принципа вхождения в них. 3. Они неустойчивы и меняются от случая к случаю. 4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. 1. Устойчивость взаимодействия, прочность и стабильность существования. 2. Относительно высокая степень сплочённости. 3. Однородность состава, т.е. существуют признаки, присущие всем индивидам. 4. Вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

Массовые общности: поклонники эстрадных звёзд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций и т.д.

Социальные группы: семья, школьный класс, студенческая

группа, производственный коллектив и т.д.

Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Классификация социальных групп:

В зависимости от размеров:

Большие – группы, в которых отсутствуют непосредственные личные контакты между всеми их членами. Контроль осуществляется сверху вниз. Малые– группы, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Состоят из небольшого числа людей.
- ученики школы; - работники завода и т.д. - ученики класса; - производственная бригада и т.д.

В зависимости от характера взаимоотношений между индивидами:

Первичные– группы, в которых происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят личностный, неформальный характер. Вторичные – группы, в которых социальные контакты и отношения между их членами носят безличный характер. Они направлены, как правило, на достижение общих целей и при их отсутствии распадаются.
- семья; - группа друзей; - спортивная команда и т.д. - студенты курса, факультета, института; - производственный коллектив; - политическая партия и т.д.

Взаимодействие членов социальных групп между собой называют групповой динамикой.

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

С одной стороны, семья – социальный институт, с другой – малая группа.

Семья зависит от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений.

С институтом семьи тесно связан институт брака.

Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Отличительный признак семьи – совместное ведение домашнего хозяйства. Основа семьи – брачная пара (диада). Триада – семья из трех человек.

       
   
 
 


В последнее время увеличилось число семей, характеризующихся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленных.

Увеличилось число неполных семей.

Виды семей: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.).

Типы семьи:

1. Традиционная (или патриархальная) семья – под одной крышей существуют минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине.

2. Нетрадиционная семья – в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований.

3. Эгалитарная семья (семья равных) – для нее характерны:

а. справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

б. обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в. эмоциональная насыщенность отношений.

Функции семьи:

1. репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей.

2. воспитательная функция.
Стереотипы семейного воспитания:

- детоцентризм – всепрощенческое отношение к детям;

- профессионализм – тенденция отказа родителей от воспитания детей; главное – материально обеспечить детей;

- прагматизм – воспитание, цель которого выработка у детей

«практичности»;

3. хозяйственно - экономическая функция;

4. рекреационная функция – семья создает у человека чувство безопасности и психологического комфорта.

Семейно - демографическая ситуация:

1. рост числа разводов;

2. уменьшение числа детей в семье.

Причины разводов:

1. бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и др.);

2. межличностные конфликты (утрата чувства любви, ревность, мнительность);

3. внешние факторы (вмешательство родителей и других лиц, измена и др.).

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальная общность?

2. Каковы типы социальных общностей?

3. Сравните массовые общности и социальные группы.

4. Сравните большие и малые социальные группы.

5. На что направлены взаимоотношения внутри первичных групп?

6. Почему институт семьи является базовым в любом обществе?

7. Каковы типы и функции семьи?

Литература:

1. Антипина Г.С. Теоретико - методологические проблемы исследования

малых социальных групп. – Л., 1989.

2. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие – М.: Академия,

1997, с. 76 - 89, 195-199.

3. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А Г. Эфендиева. – М:

Знание, 1993. с. 97 - 148.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Знание,

1995. с. 119-128

5. Смелзер Н. Социология. – М.,1994.

6. Социология: Учебное пособие. Под ред. Э.В.Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 147-155.

7. Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1997, с. 127- 218.

 
 


Тема урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: