double arrow

Проблемы человека и общества в социальной философии


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 2

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности, ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?»

Значительный вклад в исследование социальной сферы общественной жизни внесла античная философия. Среди них особое место занимают Платон (427–347 гг. до н.э.) и Аристотель (384–322 гг. до н.э.), в учениях которых сформировалось два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. Платон один из первых анализирует социальную структуру общества, разделив его на три сословия:

· первое — философы (правители);

· второе — воины;

· третье — производители (ремесленники, земледельцы).

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Аристотелем, который критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис. Аристотелем доказывал, что человек — существо социальное по природе, а общество – естественное образование.

В период средневековья во взглядах на общественную жизнь и общество главенствует христианское мировоззрение. Наиболее яркие представители Аврелий Августин (Августин Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226–1274 гг.). Их основные идеи:




1. Обоснование верховенства церкви над обществом и светской властью.

2. Мировой порядок установлен Богом, государственная власть происходит от бога.

3. Проповедь смирения, терпения, беспрекословного подчинения власти.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) происходит освобождение социально-политической мысли от теологии и утверждается идея приоритета индивидуального интереса над общественным интересом. Одним из первых представителей гражданской концепции общества является выдающийся мыслитель и политический деятель Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). В произведении «Государь» и других он обосновывал идеи о том, что государство должно быть светским и наука не должна заниматься построением идеальных форм государственного устройства, а исследовать реально существующие общества и государства.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI веке оформляется социально-политическое течение утопического социализма. В работах первых социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535 гг.) в «Утопии», Т. Кампанелла (1568–1639 гг.) в «Городе солнца» выделяются черты справедливого социалистического общества. В основе жизни этого общества лежит общая собственность, отсутствие неравенства, эксплуатации. Все стороны общественной жизни регулируются государством, существует жесткая регламентация и унификация всех сторон общественной и личной жизни граждан.



В Новое время развиваются идеи о возникновении государства из общественного договора, о свободе частной собственности и безопасности как естественных правах человека, о разделении властей, о свободе слова и совести и отдельный человек рассматривался как независимый субъект. Наиболее яркими представителями этих идей являлись Т. Гоббс (1588–1679 гг.), Дж. Локк (1632–1704 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689–1755 гг.), Ж-Ж. Руссо (1712–1778 гг.), Вальтер (Франсуа Мари Аруэ (1694–1778 гг.), И. Кант (1724–1804 гг.), Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 гг.) и другие.

А. Сен-Симон (1760–1825 гг.), Ш. Фурье (1772–1837 гг.), Р. Оуэн (1771–1850 гг.) продолжая дело социалистов-утопистов ХVI века, критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Установление социалистического общества они считали исторически неизбежным.

2.2. Возникновение позитивизма и марксизма. Развитие социологии как науки в XIX – начале XX века

Социология как наука о наиболее общих закономерностях возникновения, структуры и развития человеческого общества появилась в ХIХ веке, в период укрепления капитализма. Общество переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые эталоны истины, добра, уступая место прагматичным устремлениям людей. Изменялись мировоззренческие установки, изменялись и взгляды на общество.

В этих условиях зарождаются две теоретические модели развития общества на научно-рациональной основе: позитивизм и марксизм. Сторонники позитивизма выступали за сохранение частной собственности и эволюционное реформирование общественных структур, а представители марксизма — за уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства с помощью социалистической революции.

О. Конт (1798–1857 гг.), реформируя систему общественного знания, предложил новую науку об обществе и назвал ее «социология».

По аналогии с биологическим объектом общество стало представляться как целостный организм, составляющими элементами которого выступают индивиды. При этом целое (общество) полностью подчиняло составляющие его элементы, т. е. индивида.

Заслуга О. Конта и в создании позитивного метода. Его суть в том, что наука должна отказаться от не решаемых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Он отрицает ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта».

Его учение состояло из двух частей: социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Социальную статику он соотнес с порядком, а социальную динамику с прогрессом.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона «трех стадий», согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

· теологическая (религиозная) — продолжалась с древности до 1300 г. Здесь господствует религиозно-мифологическое сознание. За каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;

· метафизическая (абстрактная) — с 1300 до 1800 гг. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;

· позитивная (научная) с 1800 г. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит из научных наблюдений.

Ярким представителем позитивизма и наиболее последовательным сторонником О. Конта в Англии был Г. Спенсер (1820–1903 гг.). Он сравнивает общество с живым организмом. Разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы (по аналогии с живым организмом).

Единственной формой развития общества, по Спенсеру, является эволюция. Эволюция у него предстает как процесс постепенной дифференциации (усложнения) социального организма. Эволюционный прогресс основан на выживании наиболее приспособленных и одаренных, поэтому Спенсера считают одним из основоположников социал-дарвинизма. В своем развитии общество проходит ряд этапов:

· орда — самый простой тип общества;

· военный тип — коллективистский тип общества, где интересы личности подчиняются обществу;

· промышленный (индустриальный) тип основан на личной свободе и предполагает инициативу личности.

Особую роль в эволюции общества играют социальные институты. Через них происходит развитие общества. Социальная революция рассматривалась им как болезнь, противоречивая органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу. Но Спенсер считал, что при определенных условиях может происходить регресс общества и даже его распад.

Один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.) считал, что социология должна изучать социальную реальность, состоящую из совокупности социальных фактов. Социальные факты — это то, что создано людьми и для людей. Дюркгейм подразделил их на два типа:

· морфологические — плотность населения, характер поселений, наличие путей сообщения.

· духовные — коллективные представления, верования, обычаи, сознание и т. д.

По мнению Дюркгейма, главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, является социальная солидарность, основанная на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств. Он выделяет два вида социальной солидарности: механическая, органическая.

Механическая солидарность возникает вследствие сходства индивидов и преобладает в доиндустриальном обществе, когда индивиды проповедуют одни ценности, традиции, священные для них. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.

Общество органической солидарности рождается вследствие социальной дифференциации (расслоения) индивидов. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивида. При таком типе солидарности индивид независим от общества, он свободен и автономен, руководствуется конституцией, которая предоставляет ему права и свободы. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций, их способностям и наклонностям.

В своей книге «Самоубийство» (1897 г.), он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.

Еще один классик социологии — Макс Вебер (1864–1920 гг.), который превыше всего ставил индивида и мотивы его поведения. Главное для социолога — понять социальные действия человека через его ценности и цели. При этом субъективные оценки социолога вполне допустимы. Такая социология стала называться «понимающей», т. е. задачи социологии — понять и объяснить.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на сознательной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, под влиянием чувств и эмоций, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Марксистская социология — К. Маркс (1818–1883 гг.); Ф. Энгельс (1820–1895 гг.). Маркс считается изобретателем теории социального конфликта, признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития, но и придавал абсолютное значение его негативным последствиям, таким как эксплуатация, безработица, обнищание.

Конт и Дюркгейм полагали, что эти негативные явления постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя, исходя из того, что чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда.

Маркс рассуждал иначе. Капитализм — такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Один класс эксплуатирует другой. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с эксплуатируемыми. Отсюда, эксплуататоры и эксплуатируемые находятся в отношениях конфликта. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

В рамках этих теорий развивалось психологическое направление, которое стремится объяснить общественные явления и их развитие психическими факторами, действием сознания, т. е. психическими отношениями между индивидами.

Г. Тард(1843–1904 гг.) исходил из психических отношений, которые существуют между живущими в данном обществе индивидами, а основным процессом в рамках этих отношений является подражание, т. е. когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды. Существует огромное множество волн подражания, которые между собой сталкиваются и более сильная волна может вытеснить более слабую волну, или же волны полностью гасят друг друга, если являются одинаково сильными. Точно также волны могут пронизывать друг друга и создавать новый способ поведения, являющийся образцом для нового подражания. Этот процесс Тард назвал «законом подражания».

Г. Лебон(1841–1931 гг.) считал, что носителем сознательного, организующего начала в истории является элита, а основная масса людей (толпа) является носителем не столько разумного, сколько эмоционального, стихийного поведения. В толпе человек утрачивает свои личностные качества и становится частью стихийного произвола. Социология трактуется как наука, призванная предвидеть это стихийное поведение и амортизировать его. Но так как это задача трудная (и не решенная до сих пор), делается вывод о гибели цивилизации и наступлении эпохи массового общества, где творческие грани личности стираются, она растворяется в массовых интересах, сама культура приобретает откровенно массовый характер.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: