Требования к условиям реализации Программы. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной программы дошкольной организации

Психолого-педагогические отечественные и зарубежные исследования, классические и современные свидетельствуют об активном воздействии предметно-средового пространства на людей взрослых, но особенно его влияние сказывается на детях, которые являются более чувствительными к воздействию среды и менее защищенными, чем взрослые. Современный ребенок порой испытывает информационные и эмоциональные перегрузки, познавательное пространство ограничивается так называемой «телеэкранной и компьютерной социализацией», уменьшается пространство детской жизнедеятельности, отмечается ограничение прав ребенка на творческую, самостоятельную игру.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательной программы ДОУ. Именно ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

· полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

· возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых,

· реализацию различных образовательных программ;

· создание необходимых условий для организации инклюзивного образования;

· учет национально-культурных, климатических условий.

Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

При выделении принципов организации развивающей предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) разработчики ФГОС использовали теоретические идеи и подходы В. А. Петровского, В.В. Давыдова, Р.Б. Стеркиной и др., ранее определявшие концепцию проектирования ПРП.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм.

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.

Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. Свободный доступ среды обеспечивается принципом сомаштабности оборудования рукам, глазам и росту ребенка.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании.

Если понимать под стандартом содержания образования перечень, номенклатуру образовательной информации, подлежащей изучению, анализу и усвоению, то объектами стандартизации является вся совокупность носителей образовательной информации в аспекте создания психолого - педагогических условий развития ребенка в ОУ.

Предметно-развивающее пространство обеспечивает постоянное обогащение и развитие способов деятельности, обобщение практического опыта деятельности и уточнение образа мира.

По определению С. Л. Новоселовой развивающая предметная среда – «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого развития личности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).

Предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов специфической детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы деятельности.

Психологически благоприятная развивающая предметно – пространственная среда, косвенно воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывает субкультуру дошкольника, без излишних назиданий формирует представления о красоте, ценностях познания и общения, опыт поведения, чувство эмоциональной защищенности, комфорта, снимает стрессы и напряжения, обогащает процесс становления культуротворчества, улучшает качество жизни.

Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде «строит» психику. Бездеятельность, отсутствие предметов обедняет формирование практического опыта ребенка, ограничивает возможности, творческие замыслы и способности.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей. Объективно развивающая предметно-пространственная среда в практике дошкольного образования должна пониматься как условие развития «самости» (В. И. Слободчиков) ребенка, и как показатель проявления профессиональной компетентности педагога, его творчества, индивидуальности.

Проблемно-ориентированный анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования, осуществляющих процесс предшкольной подготовки детей, позволил выделить следующие проблемы:

– зачастую развивающая предметно-пространственная среда детства создается педагогами исходя из личных пристрастий, без учета возрастных и индивидуальных потребностей ребенка, полоролевого образа, детской субкультуры, зоны ближайшего развития, эргономических подходов к её проектированию;

– отсутствует единая система сотворчества ребенка и педагога по организации и преобразованию среды: совместные обсуждения, проектирование, оснащение базисных компонентов среды продуктами детского творчества;

– в некоторых случаях, содержание среды ориентировано не на ребенка и его развитие, а на то, чтобы «занять» предметами свободное пространство помещения: простенки, полки, стеллажи;

– в оснащении предметно-развивающего пространства разновозрастных групп отсутствует дифференцированный подход к учету возрастных потребностей детей, создается некий «усредненный» вариант его организации – «предметная среда для всех»;

– в учреждениях дополнительного образования, осуществляющих процесс предшкольной подготовки детей, развивающая предметно-пространственная среда, обращенная к возрастным потребностям ребенка, отсутствует;

–зачастую организация и расположение предметов не обеспечивают ребенку право на выбор предметов для реализации собственных интересов, потребностей, замыслов;

– в организации предметного содержания среды отмечается стабильность, консерватизм, отсутствуют предметы, реализующие потребность дошкольников в смене деятельности, развитии склонностей и предпочтений;

По-нашему мнению, это происходит по двум основным причинам:

1. Вследствие низкого уровня мотивационной готовности педагогов к изменению собственной профессиональной позиции. От «инфантильной», ожидающей указаний «как нужно сделать» к активному поиску возможностей самостоятельного познания, осмысления, анализа, рефлексии успешности и затруднений на пути в продвижении к достижению цели.

2. Вследствие низкого уровня информационной осведомленности педагогов, специалистов, руководителей ДОУ:

– о существующих теоретических исследованиях и исторически сложившейся практике организации развивающей предметно-пространственной среды;

– содержании основных документах, определяющих правовую и нормативную базу при проектировании её содержания;

– передовом педагогическом опыте дошкольных образовательных учреждений Алтайского края углубленно и успешно занимающихся решением этой проблемы.

Принятый ФГОС дошкольного образования, предъявляющий определенные требования к условиям реализации образовательной программы ДОУ позволяет сделать вывод: независимо от реализуемой программы, создание развивающей предметно-пространственной среды является обязательным и требует от управленцев и педагогов ОУ высокого уровня профессиональной компетентности в его планировании и организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: