Авторские учебные издания

1. Султанов Н.З., Портников Б. А. Основы инноватики Учебное пособие/ Под ред. д-ра техн. наук, проф. Султанова Н.З. – Оренбург: Южный Урал, 2000. Т.1 – 172с., Т.2 – 144 с.

2. Биктимиров Д.Р. Свиридов О.А., Султанов Н.З. Инновационный менеджмент: основные понятия и определение (глоссарий) / Учебное пособие // Под ред. д-ра техн. наук, проф. Султанова Н.З. – Оренбург: ОГИМ. – 155 с. (электронная версия).

4.4 Периодическая литература

Журналы:

1. Вопросы экономики.

2. Математические методы в экономике.

3. МэиМО.

4. Российский экономический журнал.

5. ЭКО.

6. Экономика и общество.

7. Эксперт.

Оформление как по положению

Тесты контроля качества усвоения материала

оставить по 2-3 вопроса от темы, убрать правильные варианты ответов

Тема №1 «Инновационный процесс как объект инновационного менеджмента»

Выбрать правильные ответы

1. Специфическое содержание инновации составляет:

а) процесс;

б) изобретение;

в) технология;

г) изменение.

2. Инновация – это:

а) новшество, которое используется;

б) изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования;

в) новый порядок, метод, изобретение;

г) нет правильного ответа.

3. Й. Шумпетер трактует инновацию как:

а) процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание;

б) новую научно-организаторскую комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом;

в) совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования;

г) общественно-технический процесс, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий.

4. В каком году была принята первая версия рекомендаций Руководства Фраскати?

а) 1963;

б) 1962;

в) 1964;

г) 1993.

5. К какой классификации относятся инновации адаптационные и опережающие?

а) инновации по причинам проведения;

б) инновации по причинам возникновения;

в) инновации по степени рыночной новизны;

г) инновации выживания.

6. Типы инноваций по объекту (предмету):

а) технологические;

б) сырьевые;

в) управленческие;

г) информационные.

7. К инновациям первой волны относятся:

а) компьютер;

б) персональный компьютер;

в) автомобиль с автоматической коробкой передач;

г) цветной принтер.

8. К инновациям второй волны относятся:

а) автомобиль с автоматической коробкой передач;

б) персональный компьютер;

в) копировальное производство;

г) автомобиль.

9. Кто из субъектов инновационного процесса не относится к имитаторам?

а) новаторы;

б) ранние реципиенты;

в) раннее большинство;

г) отстающие.

10. Что является фундаментом инновационного процесса?

а) прикладные исследования;

б) строительство;

в) маркетинг;

г) фундаментальные исследования.

11. Введение термина инновация связывают с именем:

а) Шумпетера;

б) Гобсона;

в) Кейнса;

г) Маркса.

12. Теория длинноволнового развития экономики разработана:

а) Кондратьевым;

б) Кейнсом;

в) Шумпетером;

г) Маршаллом.

13. Инновация не характеризуется:

а) ориентацией на удовлетворение идеальных потребностей разработчика;

б) коммерциализуемостью новшества;

в) планируемостью;

г) измеримостью результата.

14. Инновация отличается от прочих бизнес-процессов:

а) фундаментальной неопределенностью;

б) ориентацией на коммерциализацию;

в) низкими рисками;

г) характером целеполагания.

15. В чем заключается "эффект Красной Королевы":

а) в скорости изменений;

б) в необходимости посредством инноваций обойти конкурента;

в) в необходимости инновационной деятельности для сохранения позиций

г) в ограниченности возможностей имитационной стратегии.

16. Ноу-хау представляет собой:

а ) совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса;

б) нововведение, охраняемое патентным законодательством;

в) разновидность инновации;

г) совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, не оформленное патентом, связанных с секретом производства.

17. Инновационный процесс имеет:

а) равномерный характер;

б) параллельно-последовательный характер;

в) цикличный характер;

г) неравномерный характер.

18. Базовые инновации:

а) основаны на научных открытиях и крупных изобретениях и способствуют переходу к новому технологическому укладу.

б) основаны на совершенствовании имеющихся техники и технологии;

в) предназначены для расширения номенклатуры уже имеющихся товаров и услуг;

г) способствуют переходу к новому технологическому укладу.

19. Замещающие инновации предназначены для:

а) повышения качества осуществления работ;

б) производства операций другим, более эффективным способом;

в) перехода к новому технологическому укладу

г) расширение рынка сбыта и сферы использования.

20. Современными структурными источниками экономического развития страны является развитие на основе:

а) факторов производства

б) инвестиций;

в) инновационной деятельности;

г) импорта наукоёмких технологий.

Тема №2 «Инновационная политика предприятия»

Выбрать правильные ответы

1. На какое из ведомств РФ возложена функция разработки инновационной политики:

а) Министерство экономического развития и торговли РФ;

б) Министерство образования и науки РФ;

в) Министерство финансов РФ;

г) Академия наук РФ.

2. Какой закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг):

а) МЗ СНГ «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре»;

б) ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике»;

в) ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ»;

г) ФЗ РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

3. Потенциал организации - это:

а) только трудовые ресурсы;

б) организационный механизм (50 %);

в) предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы (50 %);

г) только финансовые ресурсы.

4. Комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, а также способность мобилизовать потенциал организации:

а) инновационная культура;

б) инновационная активность;

в) инновационная деятельность;

г) инновационный потенциал.

5. Что не относится к инновационной среде:

а) потребители;

б) инвесторы;

в) товаропроизводители;

г) инноваторы.

6. Субъектами инноваций являются:

а) предприятия;

б) инновационный процесс;

в) заказчики;

г) финансовые структуры.

7. Создание рынка инноваций в России проходит следующим образом:

а) законы есть, механизмов их реализации нет;

б) законов нет, механизм их реализации есть;

в) законы есть, механизм их реализации есть;

г) совершенно нет правовой базы.

8. Результатом реализации новой инновационной политики должно являться:

а) преодоление технологического отставания страны

б) осуществление мер по поддержке инновационной продукции на международном рынке

в) разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности

г) повышение рентабельности промышленных производств.

9. Приоритетные направления развития науки, технологии и техники Российской Федерации утверждается:

а) Правительством РФ;

б) Президентом РФ;

в) Советом Федерации;

г) Министерством образования и науки РФ.

10. Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий РФ утверждаются:

а) Президентом РФ;

б) Советом Федерации;

в) Правительством РФ;

г) Министерством образования и науки РФ.

11. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу утверждаются:

а) Правительством РФ;

б) Президентом РФ;

в) Советом Федерации;

г) Министерством образования и науки РФ.

12. Распределите источники финансирования инновационной деятельности между собственными и привлечёнными:

Источники финансирования А.Собственные В. Привлечённые
1. Нераспределённая прибыль +  
2. Средства от «бизнес-ангелов»   +
3. Средства заказчиков продукции, которая будет получена в результате инновации +  
4. Венчурное финансирование   +
5. Финансовый лизинг   +
6. Амортизация +  
7 Страховые средства, получаемые в возмещение по наступившим рискам от страховых компаний   +
8. Средства внебюджетных инновационных фондов   +

13. Венчурное финансирование зародилось в

а) РФ;

б) Китае;

в) Германии;

г) США.

14. Венчурное финансирование:

а) безрисковое;

б) со средним риском;

в) высокорисковое;

г)полный авантюризм.

15. «Бизнес-ангелы» - это:

а) пенсионные фонды;

б) государственные учреждения;

в) банки;

г) богатые люди, анонимно вкладывающие деньги в перспективные проекты.

16. Инновационный менеджмент – разновидность:

а) сбытового менеджмента;

б) функционального менеджмента;

в) производственного менеджмента;

г) банковского менеджмента.

17. Инновационный менеджмент – направление:

а) сбытового менеджмента;

б) функционального менеджмента;

в) производственного менеджмента;

г) стратегического менеджмента.

18. Возникновение инновационного менеджмента связано с:

а) появлением информационных технологий;

б) увеличением роли инноваций среди факторов экономического развития;

в) усложнением процессов производства продукции;

г) конкуренцией между фирмами – производителями.

19. Инновационный менеджмент изучает:

а) методы и средства эффективного управления процессами исследований, разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств;

б) особенности протекания жизненного цикла продукции в пространстве и во времени;

в) процесс внедрения новой техники в производство;

г) методы повышения эффективности производства.

20. Установите соответствие между функциями инновационного менеджмента и их содержанием:

Содержание функций инновационного менеджмента Функции
1. Планирование 2. Организация 3 Контроль
а) Контроль сроков исполнения работ по инновационному менеджменту       +
б) Делегирование полномочий руководителя по организации работ над инновационным проектом     +  
в) Контроль результатов инновационного проекта       +
г) Распределение материальных ресурсов и формирование бюджетов   +    
д) Формирование инновационной стратегии фирмы +    

Тема №3 «Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения инноваций»

Выбрать правильные ответы

1. Укажите фактор, непосредственно влияющие на работу предприятия:

а) потребители продукции;

б) состояние экономики;

в) политический;

г) демографический.

2. Какие составляющие не относятся к макроокружению:

а) производственные;

б) экономические;

в) правовые;

г) технологические.

3. Какие составляющие позволяют увидеть возможности для производства новой продукции, оказания услуг:

а) технологические;

б) экономические;

в) политические;

г) социальные.

4. Что не относится к основным видам ориентации предприятия:

а) на конкурентов;

б) на сбыт;

в) на стратегический спрос;

г) на инновации.

5. Укажите фактор, препятствующий организационно-управленческой деятельности:

а) авторитарный стиль управления;

б) демократический стиль;

в) самопланирование;

г) реинжиниринг.

6. Укажите факторы, способствующие экономической, технологической деятельности:

а) наличие прогрессивных технологий;

б) боязнь неопределенности;

в) слабость научно-технической базы;

г) устаревшие технологии.

7. Конкуренты-:

а) внешний фактор, влияние которого можно оспаривать;

б) внешний фактор, влияние которого нельзя оспаривать;

в) внешний фактор, влияние которого нейтрально;

г) внутренний фактор.

8. К среде прямого воздействия относятся:

а) поставщики продукции;

б) состояние экономики;

в) научно- технический прогресс;

г) все факторы внешней среды.

9. К среде косвенного воздействия относятся:

а) состояние финансовой и денежно-кредитной системы;

б) посредники;

в) конкуренты;

г) все факторы внешней среды.

10. Инновационную монополию производитель может обеспечивать следующим образом:

а) регистрация патента на изобретение;

б) увеличение выпуска продукции;

в) глубокий анализ маркетинговых исследований;

г) обеспечиваем охраны промышленных секретов.

11. Комплексы экономики РФ это:

а) топливно-энергетический;

б) космический;

в) лёгкая промышленность;

г) пищевая промышленность.

12. Какие из перечисленных событий способствовали увеличению платёжеспособного спроса внутри России:

а) рост доходов наиболее богатых слоёв населения;

б) снижение налогов;

в) всесторонняя поддержка малого бизнеса;

г) имущественная дифференциация общества.

13. Движущая сила рыночных отношений:

а) государственное регулирование производства продукции;

б) конкуренция между производителями продукции;

в) покупательная способность потребителей продукции;

г) снижение затрат на производство и реализацию продукции.

14. К секторам экономики относятся:

а) сектор общественных организаций;

б) частный сектор;

в) сектор финансовых учреждений;

г) сектор мировой экономики.

15. Предприятие в условиях рыночной экономики:

а) является самостоятельным хозяйственным субъектом;

б) не может существовать без образования юридического лица;

в) может быть только коммерческой организацией.

г) является только структурным подразделением объединения.

16. В производственную структуру предприятия входят:

а) основные производственные цеха(25 %);

б) обслуживающие цеха (25 %);

в) администрация и структура управления (25 %);

г) подсобные цеха (25%).

17. Преимущества малых предприятий:

а) защищённость от конкуренции;

б) эффективное управление из-за малых размеров;

в) защищённость от контроля со стороны криминальных структур;

г) возможность лёгкого получения кредита в банке.

18. Недостатки малого предприятия:

а) неустойчивость в условиях рынка;

б) возможность контроля со стороны криминальных структур;

в) отсутствие научно-технических подразделений;

г) невозможность получения кредита в банке.

19. Длительность производственного цикла наибольшая:

а) в серийном производстве;

б) в массовом производстве;

в) в единичном производстве;

г) все ответы верны.

20. На производственную структуру оказывает влияние:

а) технологичность изделия;

б) уровень требований к качеству продукции;

в) все пункты в совокупности;

г) состав оборудования.

Тема № 4 «Организационные структуры инновационного менеджмента»

Выбрать правильные ответы.

1. Научная организация – это:

а) организация, для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности;

б) сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели;

в) приведение трудовой деятельности людей в определенную систему;

г) процесс совершенствования организации труда персонала на основе современных достижений науки, техники, технологии.

2. Венчурный бизнес – это:

а) рисковый бизнес

б) инвестиционный бизнес;

в) бесприбыльный бизнес;

г) предпринимательский бизнес.

3. Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются:

а) эксплеренты;

б) патиенты;

в) коммутанты;

г) виоленты.

4. Фирмы, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств:

а) патиенты;

б) эксплеренты;

в) коммутанты;

г) виоленты.

5. Фирмы, ориентированные на удовлетворение местно-национальных потребностей, называются:

а) коммутанты;

б) патиенты;

в) эксплеренты;

г) виоленты.

6. ФПГ - это:

а) саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе технологическую цепочку;

б) финансовая структура для нововведения;

в) производственно-сбытовая структура для нововведения;

г) венчурная организация.

7. Что не относится к основным формам организации ФПГ:

а) корпорация

б) холдинг;

в) система участия;

г) кооперация.

8. Первый этап создания технологической цепочки:

а) определение цели;

б) проектирование;

в) изучение технологии;

г) подбор предприятия-изготовителя.

9. Пятый этап создания технологической цепочки:

а) выбор источника финансирования;

б) проектирование;

в) подбор предприятия изготовителя;

г) контроль результатов.

10. Что относится к основным типам объединений российских ФПГ:

а) кооперация производства;

б) холдинг;

в) система участия;

г) корпорация.

11. Чистая холдинговая компания – это:

а) неторговая компания, владеющая контрольным пакетом акций;

б) финансовая холдинговая компания;

в) торговая компания, владеющая контрольным пакетом акций;

г) венчурная организация.

12. Смешанная холдинговая компания – это:

а) торговая компания, владеющая контрольным пакетом акций;

б) неторговая компания, владеющая контрольным пакетом акций;

в) финансовая холдинговая компания;

г) венчурная организация.

13. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются:

а) дочерними;

б) производственными отделениями;

в) головными;

г) передовыми.

14. Какая из форм венчурной деятельности является непосредственно способом реализации инновационного процесса?

а) классический венчур;

б) финансовый венчур;

в) межкорпоративный венчур;

г) внутрифирменный венчур.

15. К инновационным ресурсам предприятия относится:

а) технико-технологический уровень;

б) организационная иерархия;

в) текущие затраты;

г) нематериальные активы.

16. Задачи бизнес-инкубаторов:

а) превращение новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли;

б) восстановление экономики отстающих областей путём повышения жителей данной области;

в) обеспечение возможности для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые компании;

г) увеличение численности студентов в регионе.

17. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

  1. Форма объединения 2. Присвоение статуса
а) Федеральный центр науки и высоких технологий   +
б) Технополис +  
в) Наукоград Российской Федерации   +
г) Технопарк +  

18. В состав инфраструктуры технопарка входит:

а) структура транспортных коммуникаций;

б) структура консалтинговых, издательских и других услуг;

в) финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности;

г) структуры по сертификации, метрологии, стандартизации и контролю качества.

19. В состав технополиса входят:

а) структуры по маркетингу, в том числе рекламной и выставочной деятельности;

б) отделы по патентно-лицензионной работе для защиты интеллектуальной собственности;

в) медицинские учреждения, пансионаты, санатории и дома отдыха;

г) культурно-просветительные организации.

20. Характеристики бизнес-инкубаторов:

а) объединение инновационных предприятий;

б) наличие производственных площадей строго регламентированного размера;

в) руководство бизнес-инкубатора должно обладать навыками по развитию вновь создаваемого предприятия;

г) создание нового производства.

Тема №5 «Управление инновационными проектами»

Выбрать правильные ответы.

1. Инновационный проект, целью которого является установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка – это:

а) модернизационный;

б) новаторский;

в) опережающий;

г) пионерный.

2. В результате, какого инновационного проекта происходит появление ранее не существовавших материалов, конструкций и технологий, выполняющих прежние или даже новые функции:

а) пионерный;

б) новаторский;

в) модернизационный;

г) опережающий;

3. Когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего – это проект:

а) новаторский;

б) модернизационный;

в) опережающий;

г) пионерный.

4. Проекты, выполняемые одной организацией, отличающиеся постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта - это:

а) монопроекты;

б) мегапроекты;

в) микропроекты;

г) мультипроекты.

5. Многоцелевые комплексные программы, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра – это:

а) мегапроекты;

б) мультипроекты;

в) макропроекты;

г) микропроекты.

6. Научно-технические направления, которые в наибольшей степени реализуют государственную социально-экономическую политику, обеспечивая достижения поставленных текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны называют:

а) приоритетными;

б) важными;

в) обязательными;

г) государственными.

7. Поддержка государства выражается в виде внешних и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести меры государственного регулирования:

а) гранты;

б) реструктуризацию существующих инновационных предприятий;

в) налоги;

г) реформирование организаций с целью повышения эффективности менеджмента;

8. Поддержка государства выражается в виде внешних и внутренних условий. К внутренним условиям следует отнести:

а) реструктуризацию существующих инновационных предприятий;

б) налоги;

в) федеральные программы;

г) безвозмездные субсидии для научных организаций.

9. Все проекты ранжируются по степени приоритетности. Считаются приоритетными проекты, дающие:

а) 70-80% суммарного эффекта;

б) 20-30%суммарного эффекта;

в) 40-50%суммарного эффекта;

г) 10-20 % суммарного эффекта.

10. Какие проекта, имеющие наибольшую эффективность, считаются приоритетными?

а) первые 20-30% проектов;

б) 30-50% проектов;

в) 50-80% проектов;

г) 10-20 % проектов.

11. Какой анализ является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов между проектами:

а) затраты/результат;

б) прибыль/затраты;

в) убыток/прибыль;

г) функционально-стоимостной анализ.

12. Инновационный проект направлен на:

а) коммерциализацию научной идеи;

б) освоение производства стандартной продукции;

в) увеличение выпуска продукции с использованием традиционных технологий;

г) оценку рынков сбыта.

13. Для инновационного проекта характерна:

а) повышенная сложность и высокий риск;

б) простота;

в) высокий риск и отсутствие правовой защиты;

г) отсутствие необходимости привлечения инвестиций.

14. Для бизнес-плана инновационного проекта на основе использования результатов изобретения особенно важным является раздел:

а) резюме участников проекта;

б) финансовый план;

в) организационный план производства НТП;

г) правовая охрана.

15. Какие показатели рассчитываются при определении эффективности инновационного проекта:

а) фондоотдача, фондоёмкость;

б) чистый дисконтированный доход, индекс доходности;

в) материалоёмкость, материалоотдача;

г) производительность труда.

16. Установите соответствие между номенклатурой и видами показателей качества для оценки инновационных проектов.

Номенклатура А. Научно-технические показатели В. Организационно- производственные показатели С. Рыночные показатели D. Экономические показатели
1. Экономическая обособленность         +
2. Степень готовности к реализации проекта; возможность тиражирования научно-технической продукции     +    
3. Спрос на научно-техническую продукцию; опыт работы на рынке       +  
4. Направление разработки; научно-технический уровень разработки; научно-технический потенциал коллектива; правовая охрана; сертификация НТП   +      

17. На каких этапах разработки инновационного проекта возникают инновационные риски:

а) в процессе выбора идеи инновационного проекта;

б) в процессе разработки инновационного проекта;

в) в процессе осуществления мероприятий по инновационному проекту;

г) на всех перечисленных этапах

18. В совершенствование методологии планирования входят:

а) повышение научно-технического обоснования проектов;

б) широкое внедрение норм и нормативов;

в) применение межотраслевого баланса;

г) темпы роста товарной продукции.

19. Центральным разделом инновационного плана развития предприятия является:

а) план по труду и кадрам;

б) производственная программа;

в) план капитальных вложений и капитального строительства;

г) финансовый план.

20. Прогнозирование представляет собой:

а) предплановую часть работы;

б) составную часть планирования;

в) элемент долгосрочного планирования;

г) элемент среднесрочного планирования.

Тема №6 «Управление созданием, освоением и качеством новой техники»

Выбрать правильные ответы.

1. Начальной стадией жизненного цикла изделия является:

а) научно-исследовательские работы;

б) опытно-конструкторские работы;

в) подготовка производства;

г) выход на мощность.

2. Третьей стадией жизненного цикла изделия является:

а) выход на мощность и подготовка производства;

б) опытно-конструкторские работы;

в) научно-исследовательские работы;

г) производство созданного изделия.

3. Что не относится к предпроизводственным стадиям жизненного цикла:

а) производство созданного изделия

б) опытно-конструкторские работы;

в) научно-исследовательские работы;

г) выход на мощность.

4. Первый этап ФСА:

а) подготовительный

б) рекомендательный;

в) информационный;

г) исследовательский;

5. Четвертый этап ФСА:

а) исследовательский

б) рекомендательный;

в) информационный;

г) внедренческий.

6. Инновационный проект - это:

а) формирование и реализация плана разработки конкретной продукции;

б) ожидаемый результат инновации;

в) пакет документов, фиксирующих план разработки инновации;

г) инновационная идея.

7. Проектная организация предполагает:

а) иерархическую структуру;

б) сложную иерархию;

в) жесткий контроль;

г) жёсткое администрирование.

8. Что не служит источниками инновационных противоречий:

а) руководство предприятия;

б) внешнее окружение;

в) персонал;

г) технико-технологический уровень производства.

9. Проектная организация исключает:

а) директивное планирование;

б) командную организацию;

в) использование семинаров;

г) все ответы верны.

10. К источникам финансирования инновационного проекта не относятся:

а) оборотные средства;

б) собственные средства;

в) заемные средства;

г) все ответы верны.

11. К показателям надёжности относятся:

а) безотказность (50 %);

б) долговечность (50 %);

в) удобство техники в процессе эксплуатации;

г) безопасность.

12. К эргономическим показателям относятся:

а) безотказность в работе;

б) удобство в процессе эксплуатации;

в) внешний вид изделия;

г) долговечность.

13. К эстетическим показателям относятся:

а) внешний вид изделия;

б) безопасность в процессе эксплуатации;

в) патентно-правовая защита;

г) безотказность.

14. Можно ли считать направлениями повышения качества продукции следующие:

а) повышение уровня технической подготовки производства;

б) снижение себестоимости;

в) повышения коэффициента сменности;

г) повышение качества сырья.

15. К задачам стандартизации не относятся:

а) создание системы нормативно-технической документации;

б) планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

в) контроль за правильностью использования нормативно- технической документации;

г) параметрическая оптимизация.

16. Из каких нормативов складывается политика предприятия в части повышения качества продукции:

а) постоянное улучшение качества продукции;

б) повышение квалификации работников;

в) постоянное обновление парка оборудования;

г) все пункты в совокупности.

17. Кто обладает правом опубликования государственных стандартов

а) аппарат президента РФ;

б) предприятия;

в) госстандарт РФ;

г) правительство РФ.

18. Основанием для стандартизации являются следующие принципы:

а) повторяемость (34 %);

б) вариантность (33 %);

в) взаимозаменяемость (33%);

г) патентная чистота.

19. Что отличает аттестацию продукцию от её сертификации:

а) установление соответствия продукции требованиям стандартов;

б) установление допустимости использования продукции;

в) установление соответствия продукции показателям высшего мирового уровня;

г) структурой учёта себестоимости.

20. Что является следствием введения добровольных систем сертификации:

а) улучшение качества продукции (50 %);

б) доверие потребителей качества продукции к своему поставщику (50%);

в) установление соответствия продукции требованиям высшего мирового уровня;

г) снижение себестоимости.

Тема №7 «Анализ спроса на научно-техническую продукцию»

Выбрать правильные ответы.

1. Среди основных характеристик сегмента рынка выделяют:

а) размер рынка;

б) существующий спрос;

в) рентабельность товара;

г) сектор рынка;

2. Рентабельность портфеля определяется как:

а) отношение прибыли к затратам;

б) совокупностью прибыли и затрат;

в) отношение затрат к прибыли;

г) разницей дохода и затрат.

3. Анализ спроса на нововведение проводится в следующих направлениях:

а) анализ влияния спроса на результаты деятельности;

б) анализ потребности в выпускаемом товаре;

в) анализ конкурентного рынка;

г) функционально-стоимостной анализ.

4. Каким способом нельзя представить спрос:

а) математически;

б) в виде таблицы;

в) графически;

г) аналитически.

5. В основе закона спроса лежит:

а) психология покупателей;

б) уровень нововведений;

в) качество товара;

г) скрытый спрос.

6. К внутренним факторам спроса относятся:

а) цена;

б) правовая база;

в) технический прогресс;

г) авторитет покупателя.

7. К внешним факторам спроса относят:

а) наличие товаров заменителей;

б) экологическая обстановка;

в) скорость освоения;

г) авторитет покупателя.

8. Потенциальный спрос возникает на стадии:

а) разработки и подготовки новой продукции;

б) на этапе утверждения новой продукции;

в) на этапе реализации новой продукции;

г) маркетингового исследования;

9. Число проектов в портфеле (n) определяется:

а) отношением бюджета НИОКР за период на средние затраты на один проект;

б) произведением бюджет НИОКР за период на средние затраты на один проект;

в) отношением средние затраты на один проект/бюджет НИОКР за период;

г) решением руководства.

10. По формам образования, отражающие жизненный цикл новой продукции, различают:

а) развивающийся спрос;

б) скрытый спрос;

в) полноценный спрос;

г) нерациональный спрос.

11. По состоянию рынка анализируемого товара выделяют:

а) нерегулярный спрос;

б) потенциальный спрос;

в) формирующийся спрос;

г) развивающийся спрос.

12. SWOT – анализ это:

а) вид статистического анализа;

б) анализ ценообразования на предприятии;

в) анализ сильных и слабых сторон предприятия (товара, возможностей, и угроз);

г) анализ затрат на предприятии.

13. К элементам стратегии маркетинга относятся:

а) стратегия повышения качества продукции;

б) усиление конкуренции;

в) снижение себестоимости;

г) стратегия продвижения товара.

14. К стратегиям интегрированного роста относятся:

а) стратегия расширения рынка;

б) стратегия развития товара;

в) стратегия укрупнения предприятия за счёт присоединения других предприятий;

г) развитие новых видов бизнеса.

15. Первоначальным этапом процесса стратегического планирования является:

а) выбор стратегии;

б) анализ сильных и слабых сторон бизнеса;

в) формирование миссии организации;

г) формирование целей организации.

16. К стратегиям концентрированного роста относятся:

а) стратегия расширения рынка;

б) стратегия развития производства;

в) стратегия укрупнения предприятия за счёт присоединения других предприятий;

г) развитие новых видов бизнеса.

17. В стратегию предприятия входит определение задач выпуска продукции на:

а) ближайший месяц;

б) ближайший квартал;

в) пять лет вперёд;

г) год вперёд.

18. К главному критерию выбора стратегии развития предприятия относятся:

а) стабильный, но незначительный по сравнению с прошедшим годом рост продаж и прибыли (33 %);

б) постоянная работа над совершенствованием технологических процессов(34 %);

в) резкое увеличение прибыли в начале стратегического периода и такое же падение в последующем (33 %).

г) решения коллегии отраслевого органа управления.

19. Стратегия стабилизации имеет следующие цели:

а) рост прибыли;

б) увеличение объёма продаж продукции;

в) обеспечение достигнутого уровня прибыли;

г) увеличение доли рынка.

20. Общехозяйственная конъюктура характеризует:

а) состояние всего мирового хозяйства за определённый период времени;

б) состояние экономики отрасли за определённый период времени;

в) повышения качества продукции;

г) совокупность факторов, влияющих на развитие предприятия.

Тема №8 «Стратегическое управление инновационным предприятием»

Выбрать правильные ответы.

1. Стратегическое управление ориентируется на:

а) запросы потребителя в своей инновационной деятельности;

б) на конкуренцию;

в) на прибыль;

г) решение коллегии отраслевого министерства.

2. Стратегическое управление включает в себя:

а) проектное управление;

б) ситуационный анализ (33 %);

в) систему управления (33 %);

г) этику и культуру предпринимательства (34%).

3. Стратегический диагноз это:

а) распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией;

б) распознавание ситуации на стадии ее формирования;

в) распознавание ситуации на заключительной стадии;

г) среднесрочный прогноз.

4. Инновационные стратегии классифицируются:

а) по характеру "плановиков" и "реализаторов";

б) по возрастной категории потребителя;

в) по "менеджерскому поведению";

г) по ситуации на рынке инновационных услуг.

5. Стратегии внедрения и адаптации нововведений не включают:

а) стратегии параллельной разработки;

б) стратегии технологического трансферта;

в) стратегия поддержки продуктового ряда;

г) стратегия следования за рынком.

6. Первый этап разработки стратегии фирмы:

а) стратегический диагноз;

б) формулирование стратегии;

в) стратегический анализ;

г) оценка программ.

7. Третий этап разработки стратегии фирмы:

а) формулирование стратегии;

б) реализация стратегии;

в) стратегический анализ;

г) стратегический диагноз.

8. По характеру "плановиков" и "реализаторов" инновационные стратегии делятся:

а) институциональные;

б) традиционные;

в) имитационные;

г) наступательные.

9. Основной принцип управления стратегией развития внутренней среды:

а) максимальное использование внутренних резервов предприятия;

б) максимальное использование сильных сторон предприятия

в) нет верного ответа;

г) использование кредитов.

10. Что относится к основным видам стратегии проведения НИОКР:

а) лицензионная;

б) продуктовой имитации;

в) поддержки продуктового ряда;

г) выжидания лидера.

11. Процесс стратегического управления не включает этап:

а) стратегическое наблюдение;

б) стратегического планирования;

в) стратегический контроль;

г) реализация стратегий.

12. Стратегия поддержки продуктового ряда заключается в стремлении:

а) улучшать потребительские свойства традиционного товара;

б) увеличить объем традиционного товара;

в) увеличивать срок службы традиционного товара;

г) снижения себестоимости товара.

13. Основной принцип управления стратегией развития во внешней среде:

а) максимальное использование сильных сторон предприятия;

б) максимальное использование внутренних резервов предприятия;

в) повышение конкурентоспособности;.

г) использование кредитов

14. Установите соответствие:

Содержание Вид стратегии
  А. Виолет­ная страте­гия В. Патиент­ная страте­гия С. Комму­татная стра­тегия D. Экспле­рентная стратегия
1. Ориентируется на выпуск ограниченного количества дорогой высококачественной продукции, реализуемой по очень высокой цене ограниченному кругу потребителей     +    
2. Ориентируется на снижение издержек производства, за счёт массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров   +      
3. Реализуется малыми предприятиями, предполагает приспособление к удовлетворению небольших по объёму потребностей рынка       +  
4. Ориентируется на радикальные нововведения, а фирмы, её реализующие, являются пионерами на рынке.         +

15. Установите соответствие:

  Характеристики предприятия А. Сильные стороны В. Слабые стороны
1. Высокий технический уровень производства - новое высокопроизводительное оборудование, прогрессивные технологии, квалифицированный рабочий персонал   +  
2. Отсутствие собственных научно технических разработок, возможностей их приобретения   +
3. Отсутствие чёткого представления о стратегии развития предприятия   +
4. Большой инновационный задел +  
5. Неустойчивое положение на рынке, высокий процент рекламаций   +
6. Низкая рентабельность производства   +
7. Отлаженный механизм определения направлений развития предприятия +  
8. Низкий технический уровень производства   +
9. Известная товарная марка, высокий имидж у потребителя +  

16. Установите соответствие

Характеристики предприятия А. Возможности В. Угрозы
1. Повышение общего научно-технического уровня развития отрасли, в которой работает предприятие +  
2. Высокие барьеры доступа на рынок   +
3. Уход с рынка или ослабление позиций на нём конкурентов +  
4. Снижение научно-технического потенциала отрасли   +
5. Появление товаров - заменителей   +
6. Доступ к новейшим технологиям в результате конверсии +  
7. Дополнительные требования к качественным характеристикам продукции     +

Указать правильные варианты ответов:

17. Цели инновационных стратегий:

а) обеспечение конкурентной позиции предприятия (25 %);

б) реакция на влияние внешней среды (25 %);

в) средство занять другую, ранее не занимаемую рыночную нишу(25%);

г) повышение эффективности производства (25%).

18. Стратегия технологического лидера (наступательная) характеризуется:

а) постоянной разработкой технологических (продукт- и процесс-) инноваций;

б) развитием комплексных инноваций в различных сферах;

в) инновационным развитием реакционного характера – реакцией на изменение во внешней среде, в частности, инновации конкурентов.

г) уходом от конкуренции путём создания новой рыночной ниши.

19. Стратегия имитации характеризуется:

а) постоянной разработкой технологических (продукт- и процесс-) инноваций;

б) развитием комплексных инноваций в различных сферах;

в) использованием известных технологий с их развитием в соответствии с требованием специфического рынка;

г) инновационным развитием реакционного характера на изменение во внешней среде, в частности, инновации конкурентов.

20. Какие данные инновационной стратегии

(матрица: продукт/рынок/технология) имеют наименьший уровень риска:

а) новый продукт,

новый рынок,

новая технология;

б) новый продукт,

новый рынок,

существующая технология;

в) существующий продукт,

существующий рынок,

существующая технология;

г) существующий продукт,

новый рынок,

новая технология;

Тема № 9 «Оценка эффективности инноваций»

Выбрать правильные ответы.

1. Виды эффекта от реализации инноваций не включают:

а) правовой;

б) экологический;

в) экономический;

г) финансовый.

2. Для оценки общей экономической эффективности инноваций не используются показатель:

а) показатель спроса;

б) интегральный эффект;

в) норма рентабельности;

г) индекс рентабельности.

3. Формула расчета периода окупаемости (Т) определяется как:

а) К/Д;

б) Д/К;

в) К·Д;

г) К-Д.

4. Интегральный эффект также называют:

а) чистым дисконтированным доходом;

б) внутренней нормой прибыли;

в) индекс доходности;

г) рентабельностью.

5. Инвестиции в производство – это:

а) расходы предприятия на изготовление продукции;

б) затраты на приобретение машин и оборудования;

в) затраты на покупку сырья и материалов;

г) кредиты на сырьё.

6. В какой системе показателей сравниваются доходный и инвестиционный поток платежей?

а) индекс рентабельности инноваций;

б) интегральный эффект;

в) норма рентабельности;

г) период окупаемости.

7. В случае, когда показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, речь идет об:

а) экономическом эффекте;

б) финансовом эффекте;

в) экологическом эффекте;

г) политическом эффекте.

8. Индекс рентабельности также называют:

а) индексом доходности;

б) норма возврата инвестиций;

в) чистым приведенным эффектом;

г) нормативом приведения.

9. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве:

а) первого шага количественного анализа инвестиций;

б) ориентацией на показатель "периода окупаемости";

в) при выполнении оборонных проектов;

г) помощи развивающимся странам.

10. Показатель, учитывающий влияние инноваций на окружающую среду:

а) экологический;

б)ресурсный;

в)социальный;

г) экономический.

11. При сравнении нескольких инвестиционных проектов следует выбрать тот вариант, для которого выполняются условия:

а) чистый дисконтированный доход больше нуля;

б) чистый дисконтированный доход меньше нуля;

в) максимальное значение экологической эффективности;

г) минимальное значение внутренней нормы доходности.

12. Показатель чистого дисконтированного дохода измеряется в следующих единицах:

а) долях единицы;

б) процентах;

в) натуральных единицах;

г) денежных единицах.

13. Источниками инвестиций в развитие предприятия могут являться:

а) фонд заработной платы;

б) собственная прибыль предприятия (34 %);

в) бюджетные ассигнования (34 %);

г) кредитные ресурсы инвестиционных компаний, банков и т.п (33 %).

14. Внешними источниками финансирования инновационных проектов могут являться:

а) фонд заработной платы;

б) собственная прибыль предприятия;

в) бюджетные ассигнования;

г) выдача векселей.

15. Какие способы привлечения инвестиций характерны для инновационного проекта:

а) выпуск акций (50 %);

б) выпуск облигаций (50 %);

в) выдача векселей;

г) участие в рекламных компаниях.

16. Расчётный период при оценке эффективности инновационного проекта включает продолжительность:

а) создание объекта;

б) срока эксплуатации;

в) создания, эксплуатации и ликвидации объекта;

г) создания и эксплуатации.

17. Для выбора инновационного проекта по внедрению в производство нового товара рекомендуется использовать следующие показатели:

а) рентабельность продукции;

б) внутренняя норма доходности;

в) объём товарной продукции;

г) чистый недисконтированный доход.

18. Следует ли при подготовке бизнес-плана проводить оценку эффективности инновационного проекта на основании существующих методов:

а) да;

б) да, но только для общественно значимых проектов;

в) да, но только для коммерческих проектов;

г) нет, такая оценка не проводится.

19. Точка безубыточности представляет собой:

а) величину затрат на производство и реализацию продукции;

б) объём выпуска продукции, когда предприятие получает прибыль;

в) объём выпуска продукции, когда нет прибыли, но нет и убытка;

г) отсутствие производственных затрат.

20. Рентабельность продукции определяется как отношение:

а) балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;

б) прибыли от реализации к выручке от реализации (без НДС и акциза);

в) балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;

г) балансовой прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных средств.

Тема №10 «Эффективность инновационной деятельности»

Выбрать правильные ответы.

1. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде:

а) инновационной продукции;

б) спроса на продукцию;

в) увеличении выпуска продукции;

г) снижения затрат энергоресурсов.

2. Какую функцию выполняет товарный знак:

а) все ответы верны;

б) служит ориентиром при выборе товара;

в)рекламирует товар, обеспечивая производителю известность;

г) показывает источник происхождения товара.

3. Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают:

а) брокеры;

б) лицензиаты;

в) лицензиаторы;

г) торговые работники.

4. Специфический товар мирового рынка нужно рассматривать с учетом:

а) все ответы верны;

б) потребительской стоимости;

в) труда по содержанию;

г) процесса потребления технологических знаний.

5. По объему передаваемых лицензиату прав, лицензии классифицируются на:

а) полные;

б) беспакетные;

в) патентные;

г) исследовательские.

6. На величину дополнительной прибыли лицензиата влияет:

а) производственный риск;

б) средства бюджета;

в) прикладные исследования;

г) фундаментальные условия.

7. Основная функция дочерних компаний по заграничному лицензированию состоит в:

а) продажа лицензий;

б) скупка патентов и идей;

в) продвижение новой продукции;

г) определение ноу-хау.

8. К внутренним затратам по источникам финансирования относятся:

а) собственные средства организации;

б) разработки;

в) частный бесприбыльный сектор;

г) государственные субсидии.

9. Затраты, связанные с изобретательством, включают:

а) затраты на премии;

б) расходы на изготовление моделей и образцов (33 %);

в) выплату авторских вознаграждений (33 %);

г) расходы на проведение опытно-экспериментальных работ (34 %).

10. Основной фактор быстрого развития лицензионной торговли:

а) высокая доходность лицензионных операций;

б) изучение торговли патентами и лицензиями;

в) коммерческий риск;

г) рекламная деятельность.

11. При вертикальном методе продвижения инноваций:

а) инновационный цикл рассредоточивается по различным организациям;

б) весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации;

в) разработка технической документации ведётся в одной организации, а производство – в другой.

г) на предприятии ведётся и разработка, и коммерциализация инноваций.

12. При горизонтальном продвижении инноваций:

а) ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками;

б) на предприятии ведётся и разработка, и коммерциализация инноваций;

в) документация на производство инновационной продукции приобретается у организации-разработчика;

г) разработка технической документации ведётся в одной организации, а производство – в другой.

13. К нематериальным активам относятся:

а) изобретение, промышленный образец, полезная модель;

б) программы для ЭВМ, базы данных;

в) товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

г) исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности

14. Изобретение - это:

а) техническое решение в любой области, относящейся к продукту или способу;

б) техническое решение, относящееся к устройству;

в) художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид;

г) техническое решение в любой области, относящееся к продукту.

15. Полезная модель – это:

а) техническое решение в любой области, относящееся к устройству;

б) художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид;

в) техническое решение в любой области, относящееся к продукту;

г) техническое решение в любой области, относящейся к продукту или способу;

16. Промышленный образец – это:

а) техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу;

б) художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид;

в) техническое решение, относящееся к устройству.

г) техническое решение в любой области, относящееся к продукту;

17. Охранным документом прав на объект промышленности собственности является:

а) авторское свидетельство;

б) патент;

в) лицензия;

г) техническая документация.

18. Основа рынка новшеств:

а) система экономических форм и механизмов, связанных с условиями реализации новшеств;

б) единичное новшество-товар;

в) новая продукция;

г) новая продукция, произведённая с использованием новой технологии.

19. Коэффициент изобретательской активности – это:

а) численность изобретателей на предприятии;

б) число отечественных патентных заявок в расчёте на 10 тыс. населения;

в) количество выданных патентов в стране за определённый период;

г) число открытий по стране в год.

20. Разрешением на использование промышленной собственности является:

а) авторское свидетельство;

б) патенты;

в) лицензия;

г) техническая документация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: