Понимание свободы в теориях черт личности – Г. Оллпорт, Р. Кеттелл

Представители диспозиционного направления в теории личности – Г. Оллпорт и Р. Кеттелл полагают, что человек относительно свободен и, по мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера, занимают слабую позицию в признании человека свободным [192].

Р. Кеттелл (1905–1998) разработал структурную теорию черт личности с помощью метода факторного анализа. Так же, как и Г. Оллпорт, он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности и в конечном счете определяют поведение человека в данной ситуации.

Г. Оллпорт (1897–1967) рассматривает личность как развивающуюся систему, ядром которой является человеческое «Я», стремление к самоактуализации – развитию своих личностных возможностей. Он поддерживает концепцию свободы, полагает, что на поступки человека помимо ситуационных факторов влияют черты личности, которые выступают мощным регулятором выбора ситуации и реакции на различные стимулы. Личностный рост рассматривается им как активный процесс становления, в котором «Я» контролирует некоторую часть динамической организации личности; индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни. По мнению Г. Оллпорта, человек обладает сознанием и, следовательно – способностью к рефлексии, благодаря чему способен размышлять и взвешивать, выбирать путь решения. Если у человека есть много знаний, широкое образование и богатый опыт обращения со сходными проблемами, то он может выбрать самое подходящее решение или создать новое. На основании этого делается следующий вывод: «многоканальный разум свободнее одноколейного». Г. Оллпорт здесь близко подошел к идее связи мышления и свободы – ведущей в понимании свободы человека представителями когнитивной психологии, и в частности специалистами по творческому (дивергентному) мышлению. С его точки зрения, мышление позволяет человеку быть свободным в жизни – он может программировать собственную идентичность и понимать, что встраивается в его стиль жизни. В условиях давления детерминирующих воздействий (влечений, раннего научения, диспозиций и установок) он становится личностью, т. е. развивается в процессе, посредством которого все детерминирующие силы

«…используются творческим побуждением для программирования своего стиля жизни. Базовое экзистенциалистическое побуждение развиваться, добиваться смысла, стремиться к единству… это главный факт человеческой природы, даже более выдающийся, чем склонность поддаваться давлению окружения. Именно это желание автономии, индивидуализации, самости, экзистенциальной уникальности вносит вклад в формирование результата. Развитие по направлению к этой цели есть закон, которому, похоже, подчиняется большинство личностей. Перспектива (promise), которую я вижу для себя, – суть моей свободы. Когда критическая ситуация бросает вызов, я вызываю эту перспективу, и она становится главным фактором в решении имеющейся проблемы. С этой точки зрения свобода лежит в нашей общей позиции по отношению к жизни, в проживании нашей надежды на непрерывное становление» [129, 453].

На основе представления У. Джеймса о свободе, заключающейся в «способности сохранять главенство выбранной идеи», и трактовки ее сущности в экзистенциализме Г. Оллпорт делает новый шаг в понимании свободы – определяет мышление и рефлексию в качестве условий ее достижения, благодаря которым человек сохраняет образ того, чем хочет стать больше всего. Из «идеала Я» – этой главенствующей системы личности вытекают ее поступки и решения. По Г. Оллпорту, «относительная свобода человека заключается в поиске и использовании им знаний, которые позволяют ему выявить окончательную форму своей жизни. Она будет включать все зависимости, но будет двигаться по направлению к руководящему образу, нереализованной перспективе» [129, 454].

2.8. Трактовка свободы в социально‑когнитивном направлении – Дж. Келли, А. Бандура, Дж. Роттер

Среднее положение между полюсами шкалы «свобода‑детерминизм» [192] занимают психологи социально‑когнитивного направления в теории личности: Дж. Келли, А. Бандура и Дж. Роттер. Люди, в их представлении, в какой‑то степени могут контролировать свое поведение, но не настолько, чтобы быть полностью свободными.

Дж. Келли (1905–1966) – автор теории личностных конструктов полагал, что личность предвосхищает («конструирует») будущие события:

«…система личностных конструктов дает ему <человеку> и свободу решений, и ограничение действий – свободу, потому что она позволяет ему иметь дело со значением событий, а не силами, которые подталкивают его, и ограничение, потому что он всегда делает выбор в пределах тех альтернатив, которые он выстроил для себя» [237, 58].

По мнению Келли, способность человека выстраивать новые отношения конструктов позволяет ему устанавливать новые границы, расширять поле своей свободы в новизне интерпретации при анализе того или иного явления жизни.

А. Бандура (р. 1925) – автор социально‑когнитивной концепции взаимного (реципрокного) детерминизма (1989) определяет свободу в терминах количества доступных человеку возможностей выбора и права на их осуществление. По его мнению, внутренние и внешние детерминанты поведения являются взаимозависимыми причинами поведения: окружение влияет на людей в той же мере, в какой люди влияют на него – нормы, самоподкрепления и самоэффективность частично детерминированы воздействием окружения.

«Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается» [216, 356].

Человек способен к саморегулированию (самовлиянию), контролю своего поведения. Компонентами саморегуляции выступают процессы самонаблюдения, самооценки и самоответа. Важная роль уделяется умению людей осознавать свои способности, прогнозировать последствия событий, действий и в связи с этим регулировать, выстраивать поведение, соответствующее задаче. Люди, которые могут это делать, – самоэффективные. Саморегуляция и познание связаны друг с другом. Высшие интеллектуальные способности позволяют людям предсказывать появление событий, думать, творить, планировать, воздействовать на окружение: «Благодаря возможности реципрокного влияния люди все же могут быть творцами своих судеб» [13, 280].

Дж. Роттер (р. 1916) – автор концепции локуса контроля (1966), как и А. Бандура, полагает, что люди являются активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля). Люди с интернальным локусом контроля уверены в себе, настойчивы в достижении цели, склонны к саморефлексии, верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренними факторами); экстерналы проявляют неуверенность в своих способностях, конформность, думают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами. По результатам дальнейших исследований оказалось:

– экстерналы, по сравнению с интерналами, намного сильнее подвержены социальному контролю;

– интерналы более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.

В модели прогноза поведения, представленной Дж. Роттером, потенциал потребности выступает функцией от свободы деятельности и ценности потребности: свобода деятельности отражает ожидание человека, что поведение приведет к успеху. Сочетание высокой ценности потребности и ограниченной свободы деятельности является причиной плохой адаптации, фрустрации индивида, который чувствует себя неэффективным в достижении значимых целей. Тенденция устанавливать завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неудаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: