Содержание семинарских занятий

Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения дисциплины. Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.

В ходе семинарских занятий по теории государства и права студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, свободно, четко и аргументированно излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.

В процессе подготовки к выступлению на семинаре рекомендуется составлять развернутый план или тезисы, которыми можно пользоваться во время занятия. По предложению преподавателя семинарские занятия могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами (рефератами) по рекомендуемым вопросам и их последующим обсуждением. В ходе семинаров студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в рамках соответствующих программ.

Следует учесть, что литература, приведенная в списках к конкретным темам, является дополнительной. Основные материалы для подготовки к семинарским занятиям содержатся в соответствующих разделах учебников и учебных пособий, список которых представлен в настоящем методическом издании. Приветствуется и поощряется инициативное обращение студентов к иным источникам правовой информации, в том числе к монографиям, научным сборникам и журналам, законодательным актам и материалам правоприменительной практики.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения

1. Формирование и развитие юриспруденции.

Становление российского правоведения. Формирование теории государства и права и ее эволюция в XX в.

2. Современная теория государства и права и ее место в системе юридических наук.

3. Предмет и структура (система) теории государства и права. Теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).

4. Теория государства и права как методологическая наука. Основные критерии и классифи­кации методов теории государства и права.

5. Теория государства и права в учебном процессе высшей школы. Система учебного курса.

Дополнительная литература

Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций – М., 2003.

Байтин М.И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. – 2007. – № 4.

Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Крутских. М., 2001.

Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права // Журнал российского права. – 2005. – № 8.

Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские юристы: Краткий биографический словарь. – М., 2004.

Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период) // Государство и право. – 2003. – № 10.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 2004 (по изд. 1914 г.).

Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. – СПб., 2004 (по изд. 1879 г.).

Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. – М., 2006.

Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. – М., 2004.

Чиркин В.Е. Государствоведение как отрасль знаний и учебная дисциплина // Государство и право. – 2008. – № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: