Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения дисциплины. Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.
В ходе семинарских занятий по теории государства и права студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, свободно, четко и аргументированно излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.
В процессе подготовки к выступлению на семинаре рекомендуется составлять развернутый план или тезисы, которыми можно пользоваться во время занятия. По предложению преподавателя семинарские занятия могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами (рефератами) по рекомендуемым вопросам и их последующим обсуждением. В ходе семинаров студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в рамках соответствующих программ.
|
|
Следует учесть, что литература, приведенная в списках к конкретным темам, является дополнительной. Основные материалы для подготовки к семинарским занятиям содержатся в соответствующих разделах учебников и учебных пособий, список которых представлен в настоящем методическом издании. Приветствуется и поощряется инициативное обращение студентов к иным источникам правовой информации, в том числе к монографиям, научным сборникам и журналам, законодательным актам и материалам правоприменительной практики.
Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Вопросы для обсуждения
1. Формирование и развитие юриспруденции.
Становление российского правоведения. Формирование теории государства и права и ее эволюция в XX в.
2. Современная теория государства и права и ее место в системе юридических наук.
3. Предмет и структура (система) теории государства и права. Теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).
4. Теория государства и права как методологическая наука. Основные критерии и классификации методов теории государства и права.
5. Теория государства и права в учебном процессе высшей школы. Система учебного курса.
Дополнительная литература
Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций – М., 2003.
|
|
Байтин М.И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. – 2007. – № 4.
Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Крутских. – М., 2001.
Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права // Журнал российского права. – 2005. – № 8.
Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские юристы: Краткий биографический словарь. – М., 2004.
Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период) // Государство и право. – 2003. – № 10.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 2004 (по изд. 1914 г.).
Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. – СПб., 2004 (по изд. 1879 г.).
Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. – М., 2006.
Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. – М., 2004.
Чиркин В.Е. Государствоведение как отрасль знаний и учебная дисциплина // Государство и право. – 2008. – № 4.