На поведение фирмы в условиях рыночной экономики значительное влияние оказывает тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход и выход из отрасли, доступности информации о ценах, нововведений и т. д. Различают четыре типа (вида) рыночных структур: совершенная конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Для всех типов присущи следующие принципы, которые определяют поведение производителя (фирмы):
1) стоит ли фирме продолжать свою деятельность;
2) если стоит, то до каких пределов.
Из этих основополагающих принципов вытекают два правила.
Первое требует, что получаемый фирмой доход должен превосходить переменные издержки. Если же валовой доход от продажи произведенного товара не превосходит переменных издержек, то фирме следует прекратить производство.
Второе правило требует, что для расширения объема выпуска товара фирма должна вырабатывать такое количество товара, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Следовательно, фирме нет необходимости расширять производство, если доход от продажи последней единицы товара станет равным издержкам ее производства.