В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три ос-новные организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой:
-количественным охватом обучающихся,
-соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности обу-чающихся, степенью их самостоятельности,
-спецификой руководства учебным процессом со стороны педагога.
Это индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы.
Индивидуальная форма обучения.
Сущность ее заключается в том, что учитель учит каждого ученика индивидуально, что позволяет учитывать личностные возможности учеников и соответственно определять содержание, формы и методы учебной работы. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому.
В настоящее время индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболе-вания, инвалидности не может посещать аудиторные занятия.
|
|
Кроме того, в индивидуальной форме строится обучение в музыкальном образова-нии – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно. Индивидуальное обучение является единственной формы работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.
Кроме того, она практикуется в колледжах и ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании,
Классно-урочная система обучения
В настоящее время ведущая система обучения в общеобразовательных учрежде-ниях во многих странах мира
Лекционно-семинарская система обучения
Лекционно-семинарская система обучения – начиная с XIII-XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты – основная система обучения в высших учебных заведе-ниях.
Лекционно-семинарская система используется в практике высшего и послевузов-ского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучеб-ные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позво-ляет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хо-тя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обу-чающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и других.
Лекционно-семинарская системы обучения – это коллективная форма обучения, концен-трированным выражением которой являются лекции, семинары, применяемые в системе профессионального образования (В.В. Анисимов).