double arrow

Социальная связь

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множе­ством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных взаимоотношений для человека одни из этих вза­имоотношений более, другие менее значимы; в одной системе от­ношений сбой, проблемы, конфликты могут отразиться на всей последующей жизни, а в другой — могут остаться не более чем неприятным эпизодом. Различаются ли социальные связи между собой? Почему отдельные социальные связи играют в нашей жиз­ни решающую роль?

Попробуем ответить на эти вопросы.

внутреннее СТРОЕНИЕ Субъекты (единичные Деятели или коллек-СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ тивный субъект) вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в про­цессе удовлетворения различных потребностей, реализации жиз­ненных целей и установок. Этот первичный элемент социальных взаимоотношений примитивно можно выразить следующим обра­зом: «Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его рас­поряжении» (речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях — например, желание получить признание, одобре­ние, поддержку и т.д.).

Зависимость может быть элементарной, непосредственной за­висимостью от своего товарища, брата, коллеги или сложной, опос­редованной — например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества. Существуют -зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного труда и работниками физическо­го труда).

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, кото­рые и создают предпосылки взаимодействия людей. Именно пред­посылки, но не более.

Поясним на примере. Предположим, в разных концах страны дей­ствуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти спроса, и, естественно, терпит убытки. Другому очень нужна эта продукция для выпуска своих изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов друг от друга налицо. Но есть ли между ними связь? Она будет налажена лишь в том случае, если руководство заводов су­меет наладить прямое (или опосредованное — через посредников, биржу) взаимодействие друг с другом.

Следовательно, связь есть не что иное, как взаимная зависи­мость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориента-циями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда взаимна, налична и осуществляема (хотя бы в воображении). В отличие от социального действия, кото­рое представляет собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь — это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между индивидами, двумя и более, вклю­чая и ответную реакцию партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

1) субъекты связи (ими может быть любое количество людей);

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений
между субъектами (назовем это пока «правилами игры». Под­
робнее механизмы регулирования будут рассмотрены поз­
же).

Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с дру­гом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена, а хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, и их главным регулятором ста­нут деньги, хозяйственные законы и т.д.

Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи является вооружен­ная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий ко­мандно-распорядительный характер. Иная регламентация взаимо­отношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия становятся необходимыми элементами орга­низации социальных взаимоотношений.

Сказывается на регламентации, регулировании социальной свя­зи и ее устойчивость (с соседом по купе вы будете себя вести ина­че, чем с соседом по дому, с которым еще долго будете жить бок о бок, — проявится другая степень обязательности, ответственнос­ти, искренности).

Еще одно важное обстоятельство влияет на характер взаимосвя­зи — ее формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации — здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли; формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, требует соблюдения субор­динации и т.д.

Особое значение имеет различение непосредственных и опосре­дованных связей, В ходе непосредственных связей контакты уста­навливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большую роль в *изни ин­дивида начинают играют опосредованные связи. При этом зависи­мость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается коли­чество посредников, ступеней, через которые она должна прой­ти, и связь теряет специфические индивидуальные особенности. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли, же­лания простых людей.

Число «этажей» опосредования столь велико, что трудно назвать t. ступени, через которые должна пройти связь между, предположим, президентом страны и работницей молочно-товарной фермы в да­леком уральском селе, между конкретным пенсионером и деятель­ностью всей экономики и т.д. Социальная связь, хотя и опосредо­ванно, существует и в этом случае. Но как может регулировать свои отношения с дояркой президент, который ее,никогда не видел и, скорее всего, не увидит? Проблема регулирования опосредованных связей будет рассмотрена в дальнейшем.

Связь может прекратиться в силу нескольких причин:

1) изменение или утрата предмета связи.

У одного из оборонных заводов была налажена четкая, хорошо отрегулированная связь с потребителями — государственными орга­низациями. Наличие этой связи придавало уверенность, устойчи­вость заводу. С наступлением конверсии положение резко измени­лось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод;

2) сохранение предмета связи, но несогласие одного участника
(или обоих участников) связи с принципами ее регулирования.

Один из участников склонен выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым принесут больший эффект. Прежние партнеры или пытаются найти взаимоприемлемый вариант регули­рования отношений, или расторгают связь.

Иногда субъекты связи неудовлетворены принципами ее регу­лирования, но не могут ее расторгнуть, ибо предмет связи оказы­вается неделимым. Возникает конфликт — один из типов взаимо­действий между социальными субъектами (это будет рассмотрено в следующей главе).

Мы ежедневно вступаем в бесчисленное множество социальных контактов: у случайного про­хожего узнаем, как найти нужную нам улицу, у киоскера покупаем газету и т.д. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, ежедневный социальный контакт с гардеробщицей предприятия, в котором вы работаете).

При всем многообразии все социальные контакты имеют общие черты: поверхностный, мимолетный характер (не эта гардеробщи­ца, так другая вас обслужит) и, главное, отсутствие системы со­пряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Соци­альный контакт — это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный кон­такт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество кон­тактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют ве­дущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие — система­тические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне опре­деленную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействую­щего. Речь идет об обмене действиями, точнее даже системами дей­ствий,которые взаимно сопряжены. Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновля-емость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социаль­ное взаимодействие от единичного социального контакта, делают его главным предметом социологического анализа.

Яркий пример взаимодействия—учебный процесс. Преподаватель, готовясь к лекции, отбирает материал с учетом интересов студен­тов. Он мысленно прогнозирует их реакцию, анализирует, позволит ли предложенный материал глубже освоить изучаемую науку и т.д. В ходе лекции студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подго­товки, насколько материал логичен, убедителен, доходчив; одни ув­леченно работают, другие записывают объяснения преподавателя лишь в силу того, что это необходимо делать, а третьи не испытыва­ют никакого интереса и не считают нужным это скрывать... Гото­вясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует свою программу действий с учетом результатов предыдущего за­нятия (углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет, какой стиль взаимоотношений целесообразно избрать, и т.д.). В приведенном примере присутствует основной элемент соци­ального взаимодействия — глубокая и тесная координация системы действий партнеров.

Как и всякая связь, взаимодействие может быть прямым (как в приведенном примере) и опосредованным.

Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредо­ванно, вырабатывая стратегию развития вуза, совершенствуя учеб­ную деятельность, подбирая ведущие кадры вуза и т.д., — все это сказывается на качестве подготовки студентов, конкурентоспособ­ности выпускников вуза, престиже института.

В целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людь­ми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохране­ние, и многое другое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчи­вых связях — взаимодействиях. Происходит глубокое, образно го­воря, социальное взаимопроникновение, которым индивид в сво­их же интересах не может пренебречь, от которого он, по сути, не может уклониться. Пытаясь найти поддержку у других, желая, что­бы эта поддержка была устойчивой, надежной, человек берет на себя немалые обязательства.

Социальное взаимодействие (интеракция) как регулярный, ус­тойчивый взаимообмен Акторов социальными действиями — глав­ный, приоритетный предмет социологического анализа.

Социологи не ограничиваются констатацией важности изуче­ния взаимодействий, стремясь обнаружить первичный, скрытый от глаз механизм социальных взаимодействий, докопаться до осязае­мых его «винтиков» и «сцеплений».

Первую такую попытку сделал Э. Дюркгейм в ходе анализа со­циального разделения труда, которое возникает как средство пре­одоления конкуренции, средство избежания конфликта между про­изводителями одинаковой продукции, услуг и т.д. М. Вебер с уди­вительной точностью, социологической однозначностью описал суть многих социальных феноменов, и прежде всего механизма осуще­ствления власти. Учитывая традиции классиков социологии, следуя одному из основополагающих требований социологии — использо­вать не общие размытые рассуждения, а конкретный анализ реаль­но обнаруживаемых социальных явлений, мы постараемся вскрыть механизмы социальных взаимодействий.

Актор и его партнер, вступая в социальную связь, стремятся удовлетворить свои потребности. Следовательно, социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, кото­рые каждому из партнеров необходимы. Иными словами, социальную связь можно представить себе как обмен материальными, мораль­ными, эмоциональными и т.п. услугами, ресурсами.

Не случайно ученые, стремившиеся установить элементарные, осязаемые основы социальных взаимоотношений, проанализиро­вать их на «молекулярном» уровне, основывали свои исследования на обменном подходе.

В той или иной форме это характеризовало некоторые идеи Г. Зиммеля и Т. Парсонса. Центром своего понимания социальной жизни сделали социальный обмен Д. Хоманс, П. Блау и их последо­ватели.

Использование этого подхода способствует достаточно убеди­тельной, ясной трактовке не только самых элементарных взаимо­связей между Акторами, но и складывающихся на их основе, но к ним не сводимых сложных социальных взаимоотношений. Хотя у некоторых авторов использование обмена в качестве основы своих исследований сводится нередко к банальностям.

Некоторую антитезу теории социального обмена в трактовке природы взаимодействий представляли идеи Д. Мида и других представителей символического интеракционизма. Они делали акцент на том, что любое устойчивое взаимодействие возможно лишь на основе взаимного признания партнерами единых крите­риев, ценностей, норм, символов. Данное очень существенное уточнение, бесспорно, углубляет понимание механизмов взаи­модействия.

Анализируя механизмы социальных взаимодействий, мы будем опираться на многие идеи, выработанные как в теории социального обмена, символическом интеракционизме, так и в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.

Мы остановимся на основных разновидностях взаимодействий, проанализируем ведущие принципы регуляции любых социальных интеракций, которые составляют основу всей системы социальных взаимодействий, проанализируем средства обмена, их иерархию, ^„логику применения. И наконец, мы попытаемся проанализировать ';» основные конфигурации взаимодействий (конфликт, сотрудниче­ство, власть и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: