double arrow

Тема 8. Системный подход в социальной работе

Среди рассмотренных выше методологических концепций, используемых в социальной работе, необходимо отдельно остановиться на системном подходе. Входя составной частью во многие методологические концепции (диалектику, функционализм и др. – см. Тему 2), принцип системности дал начало целому направлению, получившему название системные исследования. Так возникла целая группа теорий, имеющих различный статус в современной науке и активно использующихся в качестве специальных теорий, научной методологии и методологии практической деятельности.

Более подробный анализ применения системного подхода необходим в силу того обстоятельства, что вторая половина XXв. была ознаменована развитием НТР и появлением новых сложных технических систем, развития кибернетики. Как следствие, появились новые профессии, произошло дальнейшее усложнение социальной структуры общества. Жизнь общества в целом оказалась связана с функционированием множества различных систем – производственно-технических, транспортных, жизнеобеспечивающих, коммуникативно-информационных и т.д. Соответственно, пред обществом встала задача более глубокого изучения этих систем, их типологии, поведения, особенностей развития и поисков эффективных путей управления ими.

Кроме того, ввиду бурного развития системных исследований, возникли разные варианты системных теорий, которые имеют некоторые отличия, обладают разней степенью общности и областью применения. Помимо этого, необходимо рассмотреть основания, принципы и особенности применения системного подхода в социальной работе. Первым и одним из наиболее важных оснований является то, что по своему характеру социальная работа сама задумывалась как системно-интегративная деятельность по решению социальных проблем на индивидуальном, групповом и социальном уровне.

Далее, институт социальной работы представляет собой сложное образование, в состав которого входят различные компоненты. Среди них: научно-теоретическая и методическая база, нормативная база, обеспечивающая функционирование всего института в целом, система социальных органов и учреждений, учреждений образования в области социальной работы. Таким образом, как феномен общественной жизни, социальная работа представляет также системное образование, изучать и организовывать деятельность которого можно только с позиций системного подхода.

Понятие система обозначает совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность. Рассматривая методологию научного исследования, мы выяснили, что принцип системности утверждает наличие у сложноорганизованных объектов свойств, которые проявляются на уровне целого и которыми не обладают отдельные элементы системы. Подобные системные свойства возникают в результате взаимодействия между элементами, образования связей определённой природы между ними. Все существующие в мире системные объекты находятся в процессе движения, изменения, которое приводит к изменению свойств системы в целом и отдельных её элементов.

В зависимости от природы элементов выделяют системы неорганические и органические. К неорганическим системам относятся геологические, планетарные, звёздные, физико-химические. Примером органических систем являются различные биологические системы – живые организмы и их популяции. В зависимости от происхождения выделяют естественные (природные) и искусственные системы, в отличие от природных, не созданных человеком. К искусственным системам относят технические, транспортные, информационные, системы управления и т.д.

Наличие или отсутствие положительной обратной связи с окружающей средой обусловливает выделение рефлектирующих и нерефлектирующих систем. С точки зрения поведения системы, различают системы с положительной обратной связью и без таковой. Так, неорганические системы не имеют обратной связи и не могут активно реагировать на внешние воздействия. Органические системы, напротив, активно и избирательно реагируют на внешние воздействия, стремясь к сохранению собственной целостности и стабильности.

Решающий шаг в понимании системной организации действительности был сделан в немецкой классической философии, в частности, гегелевской диалектике, позволившей преодолеть механицизм нового времени, сводивший свойства сложных объектов к свойствам частей и полагавший, что познавая части, мы можем познать целое. Дальнейшее развитие системных представлений связано с возникновением и развитием материалистической диалектики основоположников марксизма. Качественным шагом в осмыслении диалектических принципов и закономерностей, понимании диалектики материального мира и процесса познания стало развитие диалектики как всеобщей теории развития и универсальной связи явлений в советской философии. Отдельное направление составили работы, посвящённые принципу системности (целостности). Системные исследования советских философов явились важным вкладом как в развитие непосредственно системной идеологии, так и в понимание их разнообразия и структуры в различных философских направлениях.

Другой областью познания, которая способствовала расширению системных представлений, стала биология. Где, как ни в изучении живых организмов, удаётся понять сложный и целостный характер их строения и организации, взаимосвязи и взаимопереплетения отдельных органов, их функциональной дифференциации в рамках сверхзадачи поддержания целостности и стабильности биологического организма. На основе экстраполяции биологических идей в философию и социологию стали возникать «органические» концепции общества, которые проводили прямую аналогию между биологическими организмами и социумом.

Опуская очевидно негативные моменты такой прямолинейной аналогии, приводящей к стиранию различий между социальным и биологическим, грубому упрощению и редукции, отметим положительные моменты органических теорий. Они помогли осознать целостный характер социальной организации, понять взаимосвязь и взаимозависимость отдельных элементов общества, выработать системную методологию органицизма в противовес механицизму. Не случайно дальнейшим толчком в развитии системных теорий стали идеи австрийского биолога Л. фон Берталанфи, создателя общей теории систем. Он попытался свести воедино все имеющиеся знания о различных системах и их особенностях и на этой основе создать специальную теорию, способную объяснять и предсказывать поведение различных систем.

С тех пор общая теория систем претерпела определённую эволюцию и вызвала к жизни ещё несколько направлений исследования. Наиболее заметным из них стал «системный анализ» – теория и методология исследования изучения макроэкономических процессов, разработанная группой американских учёных после второй мировой войны. Именно тогда стали очевидны взаимосвязи в национальных и мировой экономике, тогда закладывались процессы глобализации, и начиналась научно-техническая революция. В настоящее время статус общей теории систем до конца не определён и не является однозначным. Часть исследователей рассматривают её как специально-научную теорию, способную к самостоятельному исследованию и типологизации систем на основе собственной методологии.

Другие, напротив, отмечают, что она является одной из философских концепций и не может рассматриваться и развиваться в отрыве от неких более общих и фундаментальных философских идей. Системный подход сегодня не является какой-либо целостной, или тем более обособленной научной или философской теорией. Скорее это группа, семейство научных исследований, представляющих довольно широкое направление, объединяющее разнообразные теории, связанные общим объектом исследования и основополагающими представлениями.

Выделяя среди огромного многообразия систем общество, необходимо отметить, все исследователи отмечают, что оно является динамично развивающейся социальной системой, существование и функционирование которой сопряжено, в свою очередь, с функционированием множества природных и технических систем. Все подсистемы общества взаимосвязаны и от их взаимодействия зависит оптимальное функционирование общества в целом и его устойчивое развитие. В конечном счёте, общество составляют люди, поэтому наиболее важными подсистемами общества являются системы, обеспечивающие условия жизнедеятельности людей, их способность к стабильному социально-психологическому функционированию. Как мы уже выяснили, к ним относится институт социальной работы, которая тоже имеет системный характер.

Как уже было сказано, системный характер социальной работы обусловлен двумя аспектами, её комплексно-интегративным характером и вытекающей отсюда внутренней системной организацией. Основными компонентами системы социальной работы являются деятельностный, институциональный, нормативный, познавательный, исследовательский и культурно-образовательный. Задачи системного подхода в социальной работе – обеспечить интегративный подход как на этапе научного исследования проблем, так и на уровне практической деятельности, обеспечить слаженное функционирование всех элементов социальной работы. Для этого необходимо отчётливо понимать и точно реализовывать функции каждого элемента и обеспечивать его связь с другими элементами.

Так, нормативная база создаёт правовое поле деятельности социальных работников и обусловливает саму её необходимость, провозглашая основные права личности и декларируя обязательность их защиты. Законодательно закрепляется и существование системы органов и учреждений социальной помощи, образующих постоянно функционирующую институциональную систему и систематически подходящую к решению возникающих социальных проблем. Многоуровневая система профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе обеспечивает профессиональными квалифицированными кадрами эти социальные учреждения. Она также служит связующим звеном между теорией и практикой социальной работы, научными исследованиями и непосредственной практической деятельностью, обеспечивая теоретическую подготовку практических работников, усвоение и распространение инновационных научных идей и представлений в области социальной работы.

Теоретический анализ социальной работы, формулировка её принципов, установление закономерностей, развитие понятийного аппарата, поиск эффективных методов и технологий социальной работы является функцией научного компонента социальной работы, представленного вузовской наукой и исследовательскими институтами. Наконец, деятельность всех компонентов социальной работы направлена на достижение конечного результата – оказание эффективной помощи тем, кто в ней нуждается – социально незащищённым категориям населения, индивидам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, местным сообществам, ищущим пути к социальной интеграции и решению различных социальных проблем и т.д.

Методология системного подхода требует, во-первых, увязывания целей, задач, средств деятельности всех компонентов института социальной работы. Во-вторых, она предполагает обеспечение их взаимосвязи, взаимодействия в процессе предоставления помощи и на этой основе эффективную реализацию функций социальной работы в обществе. Системный характер социальной работы означает, что игнорирование этих требований неизбежно приведет к рассогласованности в деятельности её элементов, и, как следствие, снижение эффективности результатов.

В настоящее время становится очевидным, что без научно-теоретической базы сама по себе практика напоминает действия, строящиеся по методу проб и ошибок, которые стоят очень дорого, поскольку за ними стоят судьбы людей. С другой стороны теория, оторванная от практических нужд и не связанная с потребностями развития практики, превращается в надуманное теоретизирование, «кабинетную науку» и ничего не даёт ни социальным работникам, ни их нуждающимся подопечным. Несовершенные законы, к примеру, не могут обеспечить ни защиту прав социально уязвимых групп населения, ни создать прочную основу для деятельности социальных работников и учреждений социальной защиты.

Образование, не позволяющее овладеть теоретическим багажом, фундаментальными научными представлениями и не дающее элементарных навыков практической деятельности, оказывается неспособным подготовить квалифицированных работников. Тем самым, взятые по отдельности, вне их взаимосвязи, компоненты социальной работы во многом теряют смысл. С другой стороны, очевидно, что каждый из них сам представляет собой сложное системное образование и нуждается в специальном анализе и развитии. Важно понимать, что способствовать этому может как раз его эффективное взаимодействие с другими компонентами института социальной работы.

Итак, главная задача в организации деятельности института социальной работы – обеспечение её внутренних и внешних системных связей, полноты в анализе и комплексности в коррекции различных социальных процессов и явлений. Можно сказать, что целостный, системный характер проблем, составляющих предмет социальной работы, обусловливает системный характер самой социальной работы. Иначе говоря, системный подход – это требование самой действительности, ответ на вызовы нашего времени. Подлинно системный поход к анализу социальных явлений и их решению предполагает постоянное эффективное взаимодействие взаимодействия всех компонентов института социальной работы, а значит поиск и установление организационных и законодательных форм его обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: