Основу научного стиля составляет закрепление в языке своеобразных схем развития научной мысли (унифицированные способы ее разворачивания с помощью языковых средств). Цель такого разворачивания почти всегда двоякая.
1. С одной стороны, язык помогает самому ученому прояснить свои цели, выдвинуть гипотезы, найти им подтверждение, довести свои мысли до определенного конца. В такой системе отношений язык выступает как способ «подключения» огромного пласта культуры к процессу почти всегда творческого диалога ученого со своим предметом.
2. С другой стороны, язык может препятствовать непосредственному диалогу ученого с исследуемым предметом, заставляя мысль течь по уже закрепленным в культуре «схемам думания».
Но у научного стиля есть еще одна цель – зафиксировать полученноезнание, чтобы передать его другим людям. В первую очередь, произведения научного стиля обращены к читателю-профессионалу и должны учитывать его культуру восприятия подобного рода текстов.
От достижения таких целей во многом зависят важнейшие качества научного произведения – его точность, объективность и убедительность. Точность и объективность обеспечивают глубокий и всесторонний диалог исследователя со своим предметом. Убедительность, по преимуществу, ориентирована на читателя-профессионала и во многом обеспечивается точностью и объективностью (но к ним не сводится).
|
|
Сюжет и композиция научного произведения
Это понятие обычно связывают с художественным произведением и понимают под сюжетом сцепление всех событий (следование одного события за другим). Сюжет научного текста – это тоже разворачивание последовательности, но не событий с персонажами, а событий, которые предшествовали получению нового знания. Так автор научного произведения приобщает своего читателя к поиску истины.
Композиция – производное от сюжетного развития. Это основные единицы сюжета, некие условные фазы его разворачивания. Обычно композиция состоит из 1) осознания проблемы и постановки цели – эта часть называется «введение»; 2) поиска способов решения проблемы + выдвижение гипотезы + ее доказательство – эта «основная часть»; 3) подведение итогов в виде формулирования нового знания – «заключение». Таким образом, в композиции с особой отчетливостью проявляется связь научного стиля с научным мышлением как способом доказательства выдвигаемой гипотезы.