Виды диалогов

Выделяют два уровня общения, распространяемые на речевую коммуникацию в целом: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный).

Событийный уровень свойствен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные закономерности его следующие:

- всегда есть предмет общения;

- осуществление тактики принятия партнера;

- реализация ситуации партнерства в общении;

- самопрезентация личности.

Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности его следующие:

- не всегда есть предмет общения;

- осуществление тактики принятия партнера;

- ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью;

- самопрезентация согласно своей роли.

Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации:

- бытовой разговор;

- деловая беседа;

- собеседование;

- интервью;

- переговоры.

Рассмотрим некоторые из них.

Бытовой разговор

Для бытового разговора характерны:

- незапланированность;

- большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств;

- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

- отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;

- самопрезентация личности;

- разговорный стиль речи.

Деловая беседа. Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения). Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

- дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

- быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;

- критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

- аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

- ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: