Государственный бюджет и его функции

Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и её содержимое.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетных средств.
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; контрольную.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов.
Регулируя финансово-экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.
Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость, доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.
Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путём перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.
Государственный бюджет - это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства. Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объём совокупного спроса и тем самым влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.
Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоёмких производств, осуществления перспективных научно-технических программ в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов.
В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в западных странах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП. Возросшая регулирующая роль бюджета даёт основание рассматривать его в качестве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.

10. Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды, то выручкой считается арендная плата.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и др. видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются лицензионные платежи.

При участии организации в уставных капиталах других организаций выручкой считаются поступления в связи с этой деятельностью.

2) прочие доходы.

– операционные:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;

• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

• прибыль, полученная в результате совместной деятельности;

• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты);

• проценты за пользование денежными средствами организации;

• проценты за пользование денежными средствами организации, находящимися на счетах в банке, и др.

– внереализационные:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• мприбыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов и др.

– чрезвычайные – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, наводнения):

• страховое возмещение;

• стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных или иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами организации по обычным видам деятельности признаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, если ее предметом является:

• предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды;

• предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и других видов интеллектуальной собственности;

• участие в уставных капиталах других организаций;

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости амортизируемых активов (основных средств, нематериальных активов), осуществляемое в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируются из двух составляющих:

• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материальных производственных запасов (Дебет счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей);

• расходы, возникающие непосредственно в процессе производства продукции (Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы»), счетов продажи товаров (44 «Расходы на продажу»), управления (26 «Общехозяйственные расходы»);

2) прочие расходы:

– операционные:

• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;

• расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;

• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

• расходы, связанные с выбытием основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

• проценты за пользование денежными средствами организации;

• расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций;

• отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.);

• налоги (на рекламу, имущество) и др.;

– внереализационные:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• возмещение причиненных организацией убытков;

• убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма уценки актива;

• перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера, иные аналогичные мероприятия и др.;

– чрезвычайные – расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожаров, наводнений).

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.Доходы формируются за счет:

• налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

• неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

11. Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

• военные;

• экономические;

• на социальные нужды;

• на внешнеполитическую деятельность;

• на содержание аппарата управления.

12. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: