Положение бюджетов регионального уровня

Главный итог реформы межбюджетных отношений — существенный рост бюджетной централизации. Разграничение функций и доходов на практике привело к серьёзному усилению центра.

В соответствии с 0900000300200181081105000000110808налоговой системой, основная часть налоговых поступлений уходит на федеральный уровень. Это самые стабильные и хорошо собираемые налоги. Если в 2001−2002 годах соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной казной и бюджетом регионов, составляло примерно 50/50, то к 2006 году на территории оставалось немногим более 30 % от собранных налогов. В результате в 2006 году доля собственных средств в региональных бюджетах снизилась до 13 %.

Не произошло и реального разграничения источников доходов. В 018040605101809000405010001108091000904050405100108081Бюджетном кодексе заложен принцип одноканального финансирования (один налог — один бюджет), но на деле более 80 % налоговых поступлений в бюджеты регионов — это отчисления от федеральных налогов. Основные источники пополнения региональной казны — это часть 0900000300001080118018налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (0900401004018090000003НДФЛ) и поделенные с федеральным центром 0010807акцизы. В период кризиса 2008—2009 гг. доходы от первого почти прекратились — прибыли у предприятий нет.

В доходах консолидированного бюджета доля центра в 1999 году составляла 44 %. В 2007 году эта доля составила 66,2 %. Учитывая, что часть доходов центра перераспределяется в регионы в виде 021000110511%трансфертов, на него все равно приходилось 58,9 % консолидированного бюджета. В итоге даже у регионов богатых природными ресурсами оказалось недостаточно средств, чтобы покрывать собственные 01804060510005001180700105018110201бюджетные обязательства. Они попали в зависимость от благосклонности и 0010010818дотаций центра. В экономически благополучном 2006 году, по данным 09080081105111020105030800000180003010007020810818000110809100090405040510010808Минрегиона, доля дотаций из центра составила всего 10 % только в 16 из 87 субъектов, доля в 10-30 % — в 37 регионах 4%B%5%%%%B%%%%B%%5%%%%%%B%%%%B%%%%%%%B%%%%B%%%5%%%%%%%%B%%%%B%%%%%%%B%%%%B%%%%%%%%%%B%%%%B%%%%%%%B%%%%B%%%%5D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%22%5D"[HYPERLINK "5D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%22%5D"4HYPERLINK "5D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%224HYPERLINK%20%225D%22%5BHYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%224HYPERLINK%20%22%22%5B4%5D%22%5D%22%5D%22%5D%22%5D"]. Всего на межбюджетные трансферты приходилось более трети расходов федерального бюджета 2007 года.

По словам министра регионального развития Дмитрия Козака, «70-80 % всех полномочий сейчас в руках федеральных органов, которые, хоть и представлены на территории, не несут политической ответственности за принимаемые решения». Губернаторы не имеют ни возможности, ни стимулов, чтобы работать более эффективно. Главной проблемой становится недостаток компетентной инициативы в регионах.

Таким образом, регионы не стали самостоятельнее, они получают средства не напрямую от налогоплательщиков, а через посредника — федеральный центр. Чем больше налогов забирает федеральный центр, тем меньше стимулов у регионов для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры

Передача сигнала сверху замедлена, поскольку ему приходится проходить через четыре круга федеральной власти. Представительство регионов в федеральном законотворчестве сведено к минимуму и де-факто, и де-юре. Разделение полномочий с точки зрения финансового федерализма осуществляется совершенно диким способом. Стимулирование регионов походит на круговую поруку, когда бедных закармливают и они теряют всякий стимул к работе, а богатых обкладывают налоговым бременем. Межбюджетная реформа 2005 года только усилила неформальный дележ федеральной казны и наплодила лишних 15 % чиновников. Да ещё появился новый региональный спорт — бюджетный лоббизм. Новый, четвёртый бюджетный уровень — муниципальный — оказался нежизнеспособным, и реформа МСУ провалилась. Козак тогда пытался причесать и стандартизировать ОМСУ, на деле получилась только фикция самоуправления, был создан новый уровень госвласти, только без полномочий и средств.

— директор региональной программы Независимого института региональной политики 010100105020810900100018180001080180502000Наталья Зубаревич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: