Таковым было существо урбанистической теории, нашедшей помимо прочего отражение в одном из вариантов строительства б. Сталинграда, который авторы замысла представляли себе в виде системы пяти городов на берегу реки. Такое членение жилой зоны должно было обеспечить хорошую связь между жильем и работой, с затратами примени на дорогу, не превышающими 10—15 мин. Весь город дпл*г:: был состоять из 15—20 жилых комбинатов, т.е. полностью оборудованных домов-коммун по 1,5—3 тыс. жителей в каждом.
Ряд проектов городов по урбанистическим принципам разработали братья Александр и Леонид Веснины. В их проектах членение города на отдельные жилые коммуны с полным оборудованием и созданием школьных комбинатов носит довольно четкий характер и па всем лежит отпечаток комплексности строительства.
Составной частью урбанистических концепций была и теория домов-коммун, нашедшая самое крайнее воплощение в разработке II. Н. Кузьмина, предполагавшего обобществление всех процессов жизни и быта19.
|
|
О 1 бим
77. М. О. Барщ,
М. Я. Гинзбург. Фрагмент плана Зеленого города, 1929 о.
/--линейный жилой АО:;: 2 —■ дом культуры: 3 — к.\].<~ I — спортивный цент;): 5 бассейн; 0 — вокзал
78. М. О. Барщ,
В. //. Владимиров.
М Л ОХ1Г,,-.иК. И. Б.Сп.
::tj.v г,. Магнитогорье, 1929 г. Проект является воплощением крайних дезурбаиистичее:;их тенденций. Литеры неходили /о ;о,:<>. чю жилые \"л'>1,, будут соединять промышленность с центрами сельскохозяйственного производства и тем самым будут стираться различи:! между горо-
I — промышленность и ее
I. ЛИ'.'! ■ ■' J 1 •: _' ЧОДОСМ
■ ■.-■■ N ''■'.. ' --- Ичп-ibre
"l!;eii |
К.Ч |
ДЛИНОЙ
Всех жителей он делит по возрастным группам и для каждой из них разрабатывает режим дня, рассчитанный до минуты. В соответствии с этим режимом он проектирует дом-коммуну, разрабатывает условия его эксплуатации, планировку и нагрузку на его отдельные объекты. Сегодня эти точные расчеты времени пребывания в душевой или перехода из одного помещения в другое вызывают улыбку. Мы знаем, что общие спальни коммунаров остались на страницах сочинении утопистов и что они могли быть идеалом пролетариата в XVIII в., но отнюдь не человека, живущего в социалистическом обществе. Но вместе с тем в проектах Кузьмина и ряда других архитекторов содержалось много ценных идей, актуальных и сегодня. К ним можно, в частности, отнести стремление к более точным методам работы и смелое продумывание новых форм жизни.
К урбанистическим концепциям были близки взгляды объединения архитекторов-урбанистов (АРУ)*. Группа отстаивала весьма рационалистические взгляды. Она исследовала влияние на город природных условий и социально-экономических факторов, эстетических взглядов общества, экономичности и стандартизации строительства. Особое внимание она уделяла функциональному членению городов. Новое жилищное строительство она считала необходимым сосредоточить на больших свободных территориях городов-0. Именно в тог период Н. А. Ладовский разрабатывал идею динамичного города, который с течением времени мог бы приспосабливаться к изменяющимся потребностям общества.
|
|
Из других работ, созданных под влиянием урбанистических теорий, наиболее известен город Автострой, проект которого разработал коллектив АРУ—Г. М. Крутиков, В. А. Лавров и В. С. Попов. По этому проекту предполагалось в районе г. Горького, неподалеку от нового автомобильного завода построить город-коммуну для 50 тыс. жителей. При первом взгляде может показаться, что общее решение города носит схематичный характер, в организацию застройки положен формалистический принцип. При более внимательном ознакомлении можно увидеть ряд интересных моментов: город отчетливо членится па жилые группы по 8 тыс. человек с прилегающими к ним центрами общественного обслуживания, в центре комплекса расположен парк с основными общественными зданиями и спортивными сооружениями. Далее в проекте, хотя и схематично, разработана целая система обслуживания. Детские сады располагаются в небольших постройках вблизи жилых домов, а ясли — в зеленых поясах между жилыми массивами. Общественный центр должен был состоять из столовой, зала собрании, спор-
146
* АРУ — Объединение архитекторов-урбанистов — творческая группировка в советской архитектуре, созданная в 1928 г. проф. Н. Ладовским и его единомышленниками, считавшими необходимым «выдвинуть на первое место в архитектуре вопросы планировки, признав их наиболее жпзгеннг, пс-обходимымч». (Прим. ред.)