Значение исторических ядер


зданий и их деталей. Одновременно серьезно продумываются условия наиболее рациональной организации центра и всего его оборудования.

Весьма сложную проблему представляют собой общегородские центры, значение которых не снижается от того, что в отдельных рай­онах создаются свои местные центры. Разработка общегородского центра и руководство его строительством относятся к наиболее сложным градостроительным задачам. В центре города размещается целый ряд учреждений общегородского значения, а в старых городах здесь же находится большое число различных мастерских, складов, разных оф-фисов и элементов административного управления. Ежедневно центры городов посещает в среднем 30% их населения, а вследствие радиаль­ной сети улиц большинства городов через центр проходит весь городской транспорт, включая транзитный.

При формировании общегородского центра действуют те же прин­ципы, которые свойственны центрам местным. Здесь также важно обеспечить хороший уровень обслуживания транспортом и одновре­менно выделить необходимые площади и пространства для пешеходов. Стремление к созданию пешеходных центров становится понятным в связи с непрерывным развитием автомобилизма. Конечно, недоста­точно только выделить часть улиц для пешеходов, нужно решить еще ряд эксплуатационных проблем, изменить функции отдельных объ­ектов и т. п.

Местные центры и центры малых городов обычно стремятся ожи­вить, сосредоточивая в них все пригодные для этого элементы общест­венного обслуживания. В центрах больших городов создается прямо противоположное положение. Из них стремятся вывести все, без чего можно обойтись. Это касается не только всех складов и производствен­ных цехов, но также различных учреждений обслуживания и мастер­ских. Кроме того, желательно размещать вне центра и крупные ансамб­ли административных зданий, а также некоторые другие важные объекты, выполняющие общегородскую или еще более высокую функ­цию. Такие здания и объекты могут существенно обогатить облик рай­онных центров. Напротив, в центре желательно оставить определенную часть жилья, хотя здесь у него наряду с преимуществами есть и своп специфические недостатки.

По сравнению с теми неприятностями, которыми грозит чрезмерная интенсивность использования площадей жилых районов, значительно большую опасность представляет собой перенасыщенность центров городов, что является следствием реконструкции жилых районов. К со­жалению, сегодня это довольно распространенное явление наблюдается в ряде крупных зарубежных городов. В их центрах происходит нагро­мождение все более высоких административных зданий, усиливается концентрация мест приложения труда, ухудшаются санитарные усло­вия и условия для работы транспорта. Одним из примеров этого рода может служить реконструкция территории Nedre Normalm в Стокголь­ме. Общая картина группы 15-этажных административных зданий с пешеходными участками, торговым центром, концертным залом, различным оборудованием производит весьма благоприятное впечатле­ние. Однако тем самым в силуэт города внесен неблагоприятный эле­мент и, что еще хуже, непосредственно в центре города сосредоточились административные здания с общей площадью помещений 80 000 м2 и складские помещения с общей площадью 45 000 2.

Сложны и транспортные проблемы центров. Особенно сильно они дают себя знать в американских городах в связи с максимально раз­витой здесь степенью моторизации.

В ряде стран составной частью городских центров служат истори­ческие ядра — первоначальные средневековые города, окруженные но­выми кварталами, главным образом XIX и XX вв. Одни города разви-



135. Прага. Основные пешеходные пути. Они идут главным образо.и через историческое ядро и зеленые пояса.

Расположение мест приложения труда


5 км

вались только з ол^ом направлении, очаги их жизни постепенно пере­двигались в новые райо­ны, а первоначальное ис­торическое ядро начина­ло играть второстепен­ную роль. В других го­родах историческое ядро осталось в ряду их наи­более притягательных частей и по сей день со­ставляет значительную составную часть центров этих городов.

Исторические здания и ансамбли, бесспорно, представляют собой самую большую культурную ценность города. Историческое ядро Пра­ги и ряда других чехословацких городов можно с полным правом счи­тать вершинами культурных ценностей мирового значения. Историчес­кие ядра обогащают города и в композиционном отношении до сих пор оказывают своеобразное влияние на их планировку и силуэт. В то же время сегодняшнее состояние исторических центров нельзя считать удовлетворительным. Со временем они обезлюдели и в них, особенно в больших городах, стали размещать склады и разные цехи. Состав населения, исторических ядер характеризуется большей по сравнению с другими районами частью социально пассивных людей, а также пред­ставителей старших поколений, здесь более низкая рождаемость, худ­шие санитарные условия. Жилье здесь менее комфортабельное, а мно­гочисленные поздние надстройки и пристройки влияют на то, что плот­ность общей застройки существенно превзошла допустимый предел.

Лишь систематическая регенерация может превратить историчес­кие ядра в такие части города, которые не только будут его большой исторической и культурной ценностью, но смогут полностью удовлетво­рять и требованиям современной жизни. Составной частью регенера­ции должно стать и изменение функционального содержания ядра, вы­вод отсюда складов и неприемлемых здесь мастерских, создание необ­ходимого простора и насыщение современным техническим оборудова­нием. Если рационально построить здесь систему коммуникаций, то тем самым можно освободить исторические ядра от лишнего транспорта и целый ряд наиболее ценных пространств предоставить в распоряжение пешеходов.

Однако и после реконструктивных работ такого рода будущему го­роду окажется недостаточно того центра, который ограничивается пре­делами исторического ядра. Безусловно, ряд исторических объектов можно использовать для учреждений культуры, гостиниц, однако всем требованиям сегодняшней жизни нельзя удовлетворять, не нанеся здесь серьезного вреда. Поэтому у города должны быть и новые про­странства центрального значения, где была бы возможность распола­гать новые крупные здания и полностью развить современный темп жизни. Это означает, что в абсолютном большинстве случаев неизбеж­но дальнейшее расширение центра города или его центральной части, их выход за пределы исторического ядра, где можно создать новые пространства и ансамбли без необходимости вторгаться в неповтори­мые творения прошлого.

Когда мы говорим о центре города, то имеем в виду прежде всего его представительскую, парадную роль и огромное количество самых различных учреждений общегородского значения. Мы забываем о том, что это также и самое большое место приложения труда. Что касается крупнейших городов мира, то в среднем в центрах городов работает не




□ ■■■■

б км



136. Прага. Схема совре­менного расположения мест приложения труда. Характерна завышенная концентрация в цент­ральной части и нерав­номерное расположение по отдельным секторам

137. Прага. Схема пер­
спективного расположе­
ния мест приложения
труда

I — сокращенный объем мест приложения труда в центре; '2 — места приложения тру­да в центрах секторов; 3 — производственные предприя­тия в секторах; 4 — промыш­ленные предприятия обще­городского значения


меньше 20% общего числа жителей, т.е. приблизительно 40% всех ра­ботающих. Например, в Праге в центре работает около 200 тыс. жите­лей. Это намного больше, чем в отдельных промышленных районах. Очевидно, и в будущем эта функция центра будет сохранена, несмотря на то что ряд учреждений, не связанных по характеру своей деятельно­сти непосредственно с центром, можно будет из центра вывести.

Расположение мест приложения труда относится к основным харак­теристикам структуры города. Есть такое мнение, будто можно легко достичь того, чтобы каждый человек жил близко от места своей рабо­ты. Но согласиться с этой мыслью — значит, разбить город на части, включив в каждую из них те или иные промышленные предприятия и учреждения, работники которых поселились бы в специально постро­енных поселках, расположенных в их непосредственной близости. Та­кое представление — дань теориям XIX в., и оно сильно напоминает ра­бочие колонии человеколюбивых фабрикантов. В настоящее время оно практически нереализуемо и еще меньше соответствует будущему раз­витию общества. Обычно в семье работает несколько человек и все они работают в разных местах. Дети и взрослые занимаются в различных учебных заведениях. Привязать человека к одному месту работы — значит, лишить его возможности выбирать себе род деятельности или со временем менять его. Известно также, что заводские поселки одно-сторонни как по своей социальной структуре, так и по характеру куль­турной жизни.

Несмотря на все сказанное, и в городе есть возможности сблизить жилье с работой. Конечно, ряд специальностей связан с ограниченным числом мест приложения труда, однако, для некоторых профессий усло­вия работы созданы в различных районах города, т. е. по соседству с жильем. Начальные и неполные средние школы тоже расположены равномерно по всему городу. Предпосылкой сближения людей с местами их работы являются не административные меры, а, главным образом достаточный резервный фонд жилья, обеспечивающий возможность бо­лее легкого обмена. И, наоборот, недостаток жилищ представляет со­бой для таких передвижек одно из важнейших препятствий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: