зданий и их деталей. Одновременно серьезно продумываются условия наиболее рациональной организации центра и всего его оборудования.
Весьма сложную проблему представляют собой общегородские центры, значение которых не снижается от того, что в отдельных районах создаются свои местные центры. Разработка общегородского центра и руководство его строительством относятся к наиболее сложным градостроительным задачам. В центре города размещается целый ряд учреждений общегородского значения, а в старых городах здесь же находится большое число различных мастерских, складов, разных оф-фисов и элементов административного управления. Ежедневно центры городов посещает в среднем 30% их населения, а вследствие радиальной сети улиц большинства городов через центр проходит весь городской транспорт, включая транзитный.
При формировании общегородского центра действуют те же принципы, которые свойственны центрам местным. Здесь также важно обеспечить хороший уровень обслуживания транспортом и одновременно выделить необходимые площади и пространства для пешеходов. Стремление к созданию пешеходных центров становится понятным в связи с непрерывным развитием автомобилизма. Конечно, недостаточно только выделить часть улиц для пешеходов, нужно решить еще ряд эксплуатационных проблем, изменить функции отдельных объектов и т. п.
Местные центры и центры малых городов обычно стремятся оживить, сосредоточивая в них все пригодные для этого элементы общественного обслуживания. В центрах больших городов создается прямо противоположное положение. Из них стремятся вывести все, без чего можно обойтись. Это касается не только всех складов и производственных цехов, но также различных учреждений обслуживания и мастерских. Кроме того, желательно размещать вне центра и крупные ансамбли административных зданий, а также некоторые другие важные объекты, выполняющие общегородскую или еще более высокую функцию. Такие здания и объекты могут существенно обогатить облик районных центров. Напротив, в центре желательно оставить определенную часть жилья, хотя здесь у него наряду с преимуществами есть и своп специфические недостатки.
По сравнению с теми неприятностями, которыми грозит чрезмерная интенсивность использования площадей жилых районов, значительно большую опасность представляет собой перенасыщенность центров городов, что является следствием реконструкции жилых районов. К сожалению, сегодня это довольно распространенное явление наблюдается в ряде крупных зарубежных городов. В их центрах происходит нагромождение все более высоких административных зданий, усиливается концентрация мест приложения труда, ухудшаются санитарные условия и условия для работы транспорта. Одним из примеров этого рода может служить реконструкция территории Nedre Normalm в Стокгольме. Общая картина группы 15-этажных административных зданий с пешеходными участками, торговым центром, концертным залом, различным оборудованием производит весьма благоприятное впечатление. Однако тем самым в силуэт города внесен неблагоприятный элемент и, что еще хуже, непосредственно в центре города сосредоточились административные здания с общей площадью помещений 80 000 м2 и складские помещения с общей площадью 45 000 .и2.
Сложны и транспортные проблемы центров. Особенно сильно они дают себя знать в американских городах в связи с максимально развитой здесь степенью моторизации.
В ряде стран составной частью городских центров служат исторические ядра — первоначальные средневековые города, окруженные новыми кварталами, главным образом XIX и XX вв. Одни города разви-
135. Прага. Основные пешеходные пути. Они идут главным образо.и через историческое ядро и зеленые пояса.
Расположение мест приложения труда
5 км |
вались только з ол^ом направлении, очаги их жизни постепенно передвигались в новые районы, а первоначальное историческое ядро начинало играть второстепенную роль. В других городах историческое ядро осталось в ряду их наиболее притягательных частей и по сей день составляет значительную составную часть центров этих городов.
Исторические здания и ансамбли, бесспорно, представляют собой самую большую культурную ценность города. Историческое ядро Праги и ряда других чехословацких городов можно с полным правом считать вершинами культурных ценностей мирового значения. Исторические ядра обогащают города и в композиционном отношении до сих пор оказывают своеобразное влияние на их планировку и силуэт. В то же время сегодняшнее состояние исторических центров нельзя считать удовлетворительным. Со временем они обезлюдели и в них, особенно в больших городах, стали размещать склады и разные цехи. Состав населения, исторических ядер характеризуется большей по сравнению с другими районами частью социально пассивных людей, а также представителей старших поколений, здесь более низкая рождаемость, худшие санитарные условия. Жилье здесь менее комфортабельное, а многочисленные поздние надстройки и пристройки влияют на то, что плотность общей застройки существенно превзошла допустимый предел.
Лишь систематическая регенерация может превратить исторические ядра в такие части города, которые не только будут его большой исторической и культурной ценностью, но смогут полностью удовлетворять и требованиям современной жизни. Составной частью регенерации должно стать и изменение функционального содержания ядра, вывод отсюда складов и неприемлемых здесь мастерских, создание необходимого простора и насыщение современным техническим оборудованием. Если рационально построить здесь систему коммуникаций, то тем самым можно освободить исторические ядра от лишнего транспорта и целый ряд наиболее ценных пространств предоставить в распоряжение пешеходов.
Однако и после реконструктивных работ такого рода будущему городу окажется недостаточно того центра, который ограничивается пределами исторического ядра. Безусловно, ряд исторических объектов можно использовать для учреждений культуры, гостиниц, однако всем требованиям сегодняшней жизни нельзя удовлетворять, не нанеся здесь серьезного вреда. Поэтому у города должны быть и новые пространства центрального значения, где была бы возможность располагать новые крупные здания и полностью развить современный темп жизни. Это означает, что в абсолютном большинстве случаев неизбежно дальнейшее расширение центра города или его центральной части, их выход за пределы исторического ядра, где можно создать новые пространства и ансамбли без необходимости вторгаться в неповторимые творения прошлого.
Когда мы говорим о центре города, то имеем в виду прежде всего его представительскую, парадную роль и огромное количество самых различных учреждений общегородского значения. Мы забываем о том, что это также и самое большое место приложения труда. Что касается крупнейших городов мира, то в среднем в центрах городов работает не
□ ■■■■ |
б км |
136. Прага. Схема современного расположения мест приложения труда. Характерна завышенная концентрация в центральной части и неравномерное расположение по отдельным секторам
137. Прага. Схема пер
спективного расположе
ния мест приложения
труда
I — сокращенный объем мест приложения труда в центре; '2 — места приложения труда в центрах секторов; 3 — производственные предприятия в секторах; 4 — промышленные предприятия общегородского значения
меньше 20% общего числа жителей, т.е. приблизительно 40% всех работающих. Например, в Праге в центре работает около 200 тыс. жителей. Это намного больше, чем в отдельных промышленных районах. Очевидно, и в будущем эта функция центра будет сохранена, несмотря на то что ряд учреждений, не связанных по характеру своей деятельности непосредственно с центром, можно будет из центра вывести.
Расположение мест приложения труда относится к основным характеристикам структуры города. Есть такое мнение, будто можно легко достичь того, чтобы каждый человек жил близко от места своей работы. Но согласиться с этой мыслью — значит, разбить город на части, включив в каждую из них те или иные промышленные предприятия и учреждения, работники которых поселились бы в специально построенных поселках, расположенных в их непосредственной близости. Такое представление — дань теориям XIX в., и оно сильно напоминает рабочие колонии человеколюбивых фабрикантов. В настоящее время оно практически нереализуемо и еще меньше соответствует будущему развитию общества. Обычно в семье работает несколько человек и все они работают в разных местах. Дети и взрослые занимаются в различных учебных заведениях. Привязать человека к одному месту работы — значит, лишить его возможности выбирать себе род деятельности или со временем менять его. Известно также, что заводские поселки одно-сторонни как по своей социальной структуре, так и по характеру культурной жизни.
Несмотря на все сказанное, и в городе есть возможности сблизить жилье с работой. Конечно, ряд специальностей связан с ограниченным числом мест приложения труда, однако, для некоторых профессий условия работы созданы в различных районах города, т. е. по соседству с жильем. Начальные и неполные средние школы тоже расположены равномерно по всему городу. Предпосылкой сближения людей с местами их работы являются не административные меры, а, главным образом достаточный резервный фонд жилья, обеспечивающий возможность более легкого обмена. И, наоборот, недостаток жилищ представляет собой для таких передвижек одно из важнейших препятствий.