уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода.
Р. Декарт
Идеи эмпиризма в социологии сопровождаются переносом акцента на прикладные исследования. Общесоциологические теории рассматриваются как нечто абстрактное, построенное людьми, «придавленными книжным шкафом», оторванное от повседневной жизни. Социологию стремятся «очистить» от них, опираясь в первую очередь на методику и технику эмпирических исследований, обеспечивающих конкретное изучение социальных явлений. Социологический инструментарий, измерительные процедуры и числовые эквиваленты повышают уровень доказательности и валидности получаемого при этом социологического знания. Таким образом, полезная фактическая информация и практические рекомендации получают преимущественную аргументацию от методов, а не от содержания, то есть теория пренебрегается как в качестве основы, так и конечной цели исследований. Можно отметить, что данный подход вполне правомерен для проведения границы между социологией и социальной философией. В других же вопросах он недостаточен.
|
|
Таковы общие претензии эмпирической социологии на единственное представительство социологической науки. Этот поворот в развитии социологии привел к потере ее предмета, к «распредмечиванию» социологии. А это вновь актуализировало вопрос: «Что такое социология? Является ли она наукой?».
Позитивистская посылка в объяснении социологии как науки об обществе заключается в следующем: если объяснение социальных событий вообще возможно, то должен быть комплекс законов, в связи с которыми такие объяснения подтверждаются. Попытки же создания общесоциологической теории, опирающиеся на исследования макросоциологических проблем, приводили к построениям социально-философского масштаба, против метафизичности и спекулятивности которых социологи изначально выступали.
Представители эмпирической социологии рассматривают общество как бесконечно многообразный феномен со множеством переменных и не имеющий общесоциологических свойств (общих закономерностей), которые могут быть познаны. Они исключают возможность делать какие-то масштабные обобщения и высказывать определенные прогнозы. Кроме того, общие социологические законы не имеют смысла, так как они не подлежат эмпирической проверке и, следовательно, ложность или истинность их нельзя установить. В лучшем случае, зафиксированная в наблюдениях регулярность, повторяемость явлений может составить эмпирический закон для данного случая (ад хок), который подлежит эмпирической проверке.
|
|
Необходимо также отметить, что недоверию теоретической социологии способствовало и то, что многие исследователи исходили из собственных позиций и методик, что затрудняло обобщение многомерной и неоднородной информации в общую теорию. При этом многие понятия (например, социальные действия, факт и др.) различными авторами практически однозначно не употреблялись, что порождало неопределенность социологической терминологии.
Одновременно постулировался и другой тезис, который закреплял разрыв между общетеоретическими поисками и эмпирическими исследованиями: социология - это сугубо прикладная наука, тесно связанная с практикой Социального управления как одна из форм его научного обоснования и обеспечения. Отказ от своего теоретического статуса сопровождался распадом эмпирической социологии на множество не связанных между собой «социологий» в зависимости от конкретных исследовательских проблем (проблемных областей) - общественного мнения, массовых коммуникаций, выборов, маркетинга, искусства и др.
Развитие социологии в 20-40-е гг. смещается в CШA. Прежде всего здесь утверждается торжество неокапиталистического порядка, выдаваемого за эталон общественного развития. Социально-экономический и политический строй американского общества, его образ жизни, формы общения, социального партнерства достигли своего оптимального развития и, как таковые, требовали лишь поддержки и некоторых «изменений при сохранении». Данный социальный заказ уводит от революций к реформам, обусловливая поиск соответствующих эффективных средств, механизмов и методов социального управления и контроля за социальными изменениями, способствующих демократическому поддержанию социального порядка. Такой подход обусловил и соответствующий тезис: «Социология на службе менеджмента»
Центром формирования эмпирической социологии стал Чикагский университет (Чикагская «школа жизни»).
Здесь в 20-30 гг. развернулись многоцелевые прикладные исследования, ознаменовавшие яркий расцвет эмпирической социологии. Это направление ориентировал ось на детальные исследования частных локальных областей: осмысление живого процесса жизнедеятельности людей («плебейские сюжеты») в конкретных ситуациях. По американской традиции, на идею смотрели практически, с целью воплощения ее в жизнь. Прагматическое здравомыслие исходит из того, что решение практических задач является более важной задачей, нежели идеологическое обоснование того, насколько это важно и ценно. При этом критерием истины являются практические последствия в удовлетворении наших потребностей: истина - это устойчивое положение, вера в которое приносит удовлетворение желаний. Она отличается от лжи тем, что основанное на ней действие приводит к желаемому результату. Таким образом, истинность знания проверяется через его практическое воплощение.
Эмпиризм и прагматизм формируют целевую установку американской социологии изучать то, что реально происходит в обществе, а не заниматься поиском мифического «светлого будущего (коммунизм, социализм, фашизм и т. п.). Ввиду того, что в социальном факте не все является «очевидным», необходимы социологический инструментарий по сбору информации (методика и техника массовых опросов, лабораторные эксперименты, пилотаж инструментария), математико-статистические методы выборки, обработки и анализа социологических данных, обеспечивающие репрезентативность, валидность и релевантность выводов и рекомендаций социологических исследований. Данный подход к решению вопроса о «чистоте. полученных результатов приобрел в эмпирической социологии решающее значение, обусловил «методический взрыв».
|
|
Перенос акцента в область методики, техники и процедур социологического исследования, сделал методику «суб-дисциплиной». Представители эмпирической социологии обосновали ее методологический статус (как супернауки) с главной ролью модификации и адаптации опытно-экспериментальных и математико-статистических методов, числовых эквивалентов естественнонаучной ориентации для социальных дисциплин. Такая «социологизация» выражала претензию эмпирической социологии на ведущее положение в структуре социального познания и знания.