Социоинженерия

Поворот к эмпирической социологии актуализирует проблему – что может социология? И должен ли социолог принимать участие в управленческих решениях и отвечать за них? Классики социологии до этого давали ответ – «нет!». Дело в том, что к социологии превалировал «клинический» подход, т.е. она должна: собрать информацию; дать диагноз; определить социаль­ную стратегию; просветить организаторов.

В частности, М. Вебер считал, что социолог как ученый, подобно врачу, только дает. советы, оста­ваясь при этом нейтральным: о пригодности (не­пригодности) конкретных средств достижения по­ставленной цели; какова будет цена ее достижения, каковы будут последствия применения данных средств в достижении поставленной цели. Когда же ученый пытается давать рекомендации о том, что следует делать в конкретной ситуации, он опре­деляется ценностями и перестает быть исследова­телем: он становится гражданином и переходит в область политики и практической деятельности. Следовательно, решать вопрос, что следует делать в конкретной ситуации, - это область и удел по­литиков, чиновников и т. п.

В рамках эмпирической социологии на постав­ленный вопрос предопределяется иной, противопо­ложный ответ - «да!».

Дело в том, что прикладные исследования кон­кретных ситуаций обслуживали социальные органи­зации, они обеспечивали управленческий персонал новой социологической и социально-психологической информацией для принятия оптимального управ­ленческого решения. Ввиду этого социолог вклю­чался в консультативно-управленческую деятель­ность, в процесс создания и реализации социальных проектов, а также внедрения социальных новшеств. Тем самым открывалась возможность более эффек­тивно использовать людские и материальные ре­сурсы для достижения целей политиков, предпри­нимателей, менеджеров и т. д. Это предопределяло «нужность» и адресность эмпирической социоло­гии: полезность социологических исследований была понята правительственными органами, деловыми и политическими кругами, организаторами науки. Они как бы приучались к положительной реакции на всех социологов. Поэтому продуктивный диалог между «исследователями» и «организаторами», социологией и практикой социального управления был достигнут без взаимных обид и достаточно быстро. Регулярные консультации с социологами, заказы социологическим организациям становятся нормой принятия управленческих решений, пред­писаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объек­тов. Все это определяло востребованность, служеб­но-управленческий характер эмпирической социо­логии и обусловливало включение социолога в разработку планов социального развития на всех уровнях социальной политики, в исправлении опре­деленных «несовершенств» различных сфер общес­твенной жизнедеятельности. При этом на человека устремлялся трезвый взгляд, без нравственного идеализма: он не идеален и скорее склонен к греху, чем святости.

Отсюда вытекали задачи социологии, которые сформулировал Дж. Ландберг:

1. Точно оценить, чего хотят люди при опреде­ленных условиях.

2. Как можно более точно просчитать и описать альтернативы при заданных условиях и указать последствия каждой из них.

3. Разработать такую административную или ин­женерную технику, которая позволяла бы изме­нять социальные установки наиболее эффективными экономичным способом.

Формирующаяся на стыке прикладной социоло­гии, социальной психологии и социального управ­ления деятельность получила название «социоин­женерной деятельности», практическая сфера применения которой усиливает ее социологическую ориентацию. Содержание данной деятельности со­единяет качества социолога и инженера. Как соци­олог он обязан профессионально разрабатывать про­граммно-методическое обеспечение исследовательского проекта, использовать методы обработки, обобщения и анализа социологических данных, уметь ин­терпретировать и комментировать полученные ре­зультаты, объяснять социальные явления и про­цессы. Как инженер он обязан владеть соответ­ствующим стилем и мышлением деятельности, которая получила название инжиниринга.

ИНЖИНИРИНГ (технический, прикладной)- это предоставление комплекса самостоятельных кон­сультационных или инженерно-консультационных услуг на коммерческой основе по изменению, регу­лированию и социальному контролю с помощью специальной социотехники различных организаци­онных структур, создаваемых людьми для реше­ния специальных задач.

Прежде всего инженерная деятельность - это предписание жесткого алгоритма: как и в какой последовательности получить заданный результат при создании и обслуживании систем искусствен­ного типа. А человеческая инженерия - это ис­пользование научных данных о человеке (человечес­кий фактор) при конструировании и обслуживании данных систем в различных сферах жизнедеятель­ности людей: в промышленности, сельском хозяй­стве, медицине, искусстве и т.д. Этим, в частнос­ти, занимаются эргономика, дизайн, социометрия.

Социальная инженерия признает человека в ка­честве активного фактора социальных процессов, в которых искусственные системы (в отличие от ес­тественных) являются результатом целенаправлен­ного воздействия людей и могут существовать толь­ко при постоянном взаимодействии с человеком, их породившим или обслуживающим. К ним относятся социальные институты и организации, организован­ные группы как устойчивые формы нормативно-ро­левой регуляции и регламентации специализирован­ной деятельности людей. Среди них государственные институты, образование, рынок и др., которые реализуют свои функции в деятельности соответству­ющих организаций. Например, институт рынка объединяет деятельность множества организаций в единую стратегическую линию - предпринимательства, менеджмента, маркетинга, которые, в свою очередь, подразделяются на организованные для выполнения определенных задач группы. Социо­инженерная деятельность как раз и характеризу­ется ориентацией на создание, изменение и обслу­живание подобных искусственных систем. Ее сторонники провозгласили лозунг:.Задача социо­логии предвидеть человеческое поведение и упра­влять им.

Эмпиризм и прагматизм формируют представ­ление о социологии как об инженерной науке с естественнонаучной ориентацией эксперименталь­ных наук. Так, в производственных процессах они выделяют два раздела:

1. Научная организация управления, где пред­метом выступает рациональное соединение челове­ка с орудиями труда.

2. Научная организация управления, где пред­метом выступает рациональное соединение и взаи­модействие человека с человеком, и управленчес­кие отношения.

В этих рамках этапами социоинженерной дея­тельности являются:_ разработка социотехнического проекта - ­карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени, оперограммы и т. п.

- внедрение практических рекомендаций - процесс социотехнических нововведений;

- эксплуатация внедренческой системы в условиях нормальной работы предприятия.

Таким образом, социоинженерия является со­ставной частью управленческой деятельности, а со­циолог-инженер принимает участие в решении со­ционально-управленческих задач на всех ступенях управленческого цикла. Следовательно, он не сто­ронний наблюдатель, а полноправный участник системы управления, который несет ответственность за предлагаемые и внедряемые рекомендации.

Формирующаяся социальная инженерия высту­пает как консультативно-управленческая деятель­ность по совершенствованию организации социаль­ных процессов, учитывающая роль человеческого фактора и направленная на улучшение и облегче­ние условий труда и быта. Тем самым, социоинже­нерная деятельность непосредственно связана с осу­ществлением социального управления и контроля, способствуя предотвращению социальных конфлик­тов и установлению социального партнерства.

Два блока функций социолога-прикладника определяют границы социоинженерной деятельнос­ти. Первый связан с обеспечением:

- организационного проектирования и конструирования;

- подбора, расстановки и продвижения кад­ров;

- использования механизмов самоорганизации социальных групп и личности для решения целе­вых задач.

Второй связан с обеспечением:

- поддержания социальной целостности общества, социальных групп;

- соблюдения норм и требований, предъявля­емых работнику со стороны социальных организа­ций.

Кроме того, данные функции позволяют уста­навливать, какие технологии необходимо разраба­тывать для реализации конкретных управленчес­ких решений. При этом комплекс воздействий на социальные процессы осуществляется с помощью социотехники как особых процедурных правил, методики и техники, регулярно используемой в управлении и контроле поведения людей на основе принятой системы ценностей, для снижения соци­ального напряжения, повышения производитель­ности труда, создания (поддержания) имиджа ор­ганизации и т. п. В условиях становления демократии и гражданского общества в США по­тенциалом социоинженерии пользуются не только властные и бюрократические структуры, но и об­щественные организации, самодеятельные группы, средства массовой информации и др. организации, образующиеся для защиты коллективных интере­сов.

Таким образом, социоинженерия формируется как комплекс социотехнических воздействий на че­ловека, на социальные группы, благодаря которым они становятся желающими и способными реали­зовывать определенные цели. Поэтому она имеет четко выраженную практическую организационно­управленческую ориентацию на обслуживание социальных организаций и решение проблем соци­ального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: