После выявления закономерностей, присущих главному фактору предложения ¾ цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
· цены используемых ресурсов (Рr);
· налоги и дотации (T, S);
· ожидания продавцов (W);
· цены на другие товары (Pn);
· число продавцов (N);
· прочие факторы (B).
С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:
QS = f (P, K, Pr, T, S, W, Pn, N, B).
И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис. 4.5).
|
|
Рис. 4.5. Сдвиги кривой предложения
Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике от S0 до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).
Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения S0 в положение S2) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.