Эффект замещения и эффект дохода

Реакция покупательского спроса, связанная с изменением цен покупаемых благ, складывается из эффекта замещения и эффекта дохода. В частности, эффект дохода ¾ это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения ¾ это изменение величины спроса на данный товар, вызванное перераспределением спроса в его пользу в результате роста или снижения цены данного товара.

Простейшие иллюстрации эффекта дохода и эффекта замещения1 приводятся на рис. 5.10.

Наш график анализирует смещение бюджетной линии из положения KL в положение KL* в результате понижения цены на товар Х. Как и всегда в подобных случаях, сместившаяся бюджетная линия коснется новой кривой безразличия (конкретнее, кривой 2 вместо кривой 1), а потребительское равновесие сместится в результате этого из положения Е1 в положение Е2, что вызовет увеличение потребления товара Х. Ясно, что последнее складывается из двух эффектов:

· с одной стороны, как и при любом понижении цен, покупатель становится реально богаче и покупает больше всяких товаров, в том числе больше товара Х;

· с другой стороны, понизившаяся цена товара Х стимулирует переключение спроса с других товаров именно на него.

Чтобы отличить один эффект от другого проведем вспомогательную линию NМ, параллельную линии KL* и касающуюся прежней кривой безразличия 1 в точке А. Напомним, что угол наклона бюджетной линии определяется отношением цен товаров Х и Y. Значит, поскольку наша кривая NМ параллельна KL*, она, как и та, представляет собою бюджетную линию, соответствующую новым ценовым пропорциям, сложившимся после подешевения товара Х.

Сопоставим теперь точки Е1 и А. Они лежат на одной и той же кривой безразличия и, следовательно, имеют одинаковый ранг полезности. Но точка Е1 была оптимальной при старом соотношении цен, поскольку являлась точкой касания кривой безразличия с соответствовавшей этому соотношению бюджетной линией KL. А точка А оптимальна при новом соотношении цен, поскольку касается линии NМ. Логично в этих условиях интерпретировать расстояние между точками Е1 и А по оси Х, как прирост потребления товара Х, вызванный исключительно изменением пропорции цен (на рисунке помечено как эффект замещения). Оставшуюся же часть прироста потребления товара Х следует рассматривать как результат эффекта дохода.

Модуль 6. ИЗДЕРЖКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: