Оценка эффективности инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность предприятия бывает: А).Внутренняя. Б) Внешняя.

К внутренней деятельности относится: расширение производственных мощностей, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, увеличение объёма выпуска продукции, создание новых видов продукции.

Расширение производственных мощностей способствует увеличению потенциала предприятия, объёма выпуска существующей продукции, переходу к выпуску новой продукции и, в конечном итоге, к росту прибыли.

Внешнее направление инвестиционной деятельности предприятия предполагает: приобретение компаний и покупку ценных бумаг.

Инвестиции в ценные бумаги представляют собой помещение капитала в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок.

Спрос на инвестиции ¦ отражает функция предельной доходности инвестиций, главным показателем которой является предельная норма их окупаемости.

Предложение инвестиций ¦ отражает функция сбережений. Это ценовая функция напрямую связана с банковской ставкой.

На рост инвестиций оказывают влияние: 1) Изменение доходов населения (их предельная склонность к сбережениям); 2) Изменение бушующих доходов компаний; 3) Изменение стоимости денег во времени;

Вложения средств в экономике представляется в форме будущих инвестиционных проектов.

Этапы жизненного цикла и. проекта:1.Технико¦экономическое обоснование;2.Оценка эффективности;3.Экспертиза; 4.Начало реализации; 5. Окончание реализации; 6. Эксплуатация;7.Окончательная оценка его результативности.

Эффективность инвестиционной можно определить на любом этапе. Главное это соизмерять все изменения доходов и затрат как с проектом, так и без него и разрабатывать не одно, а несколько альтернативных проектов.

Оценка эффективности инвестиционной деятельности.

Все методы инвестиционных расчётов можно разделить на две группы:

1. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях неопределённости и риска.

2. Методы определения целесообразности осуществления инвестиционного проекта в условиях полной определённости в отношении получаемого результата.

Выбор метода оценки эффективности инвестиций в значительной мере зависит от 1.целей инвестора, 2.от особенностей рассматриваемых инвестиционных проектов; 3.от условий их реализации.

Применяемые в финансовом анализе методики и критерии оценки эффективности можно разделить на две большие группы: *статистические (бухгалтерские) и *динамические (дисконтные).

К статистическим методам инвестиционных расчётов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты определяются на конец периода.

Статистические методы инвестиционных расчётов основаны на проведении сравнительных расчётов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора.

А)Метод анализа точки безубыточности (критического объёма продаж) состоит в определении объёма продаж продукции, при котором валовая выручка от реализации продукции становится равной валовым издержкам.

Б)Рентабельность инвестиций (ROI) даёт возможность установить не только факт прибыльности проекта, но оценить и степень этой прибыльности. Этот показатель определяется как отношение среднегодовой прибыли к общему объёму инвестиционных затрат. Рентабельность инвестиций (или норма прибыли) может быть использована для сравнительной оценки эффективности проекта с альтернативными вариантами вложения капитала.

В)П ериод возврата(срок окупаемости) проекта определяет календарный промежуток времени от момента первоначального вложения капитала в инвестиционный проект до момента времени, когда нарастающий итог суммарного чистого дохода (чистого денежного потока) становится равным нулю.

Динамические (дисконтные) методы инвестиционных расчётов используются для обоснования инвестиционных проектов в том случае, когда речь идёт о долгосрочных проектах, которые характеризуются меняющимися во времени доходами и расходами. Для целей анализа инвестиционных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций:

Оценка абсолютной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении разности финансовых затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод текущей стоимости, метод аннуитета);

Оценка относительной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении отношений финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод внутренней рентабельности);

Оценка периода возврата капиталовложений, в течение которого начальные инвестиционные затраты окупаются доходами, получаемыми от реализации проекта (метод окупаемости).

Метод текущей стоимости основан на определении интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. В зарубежной экономической литературе соответствующий показатель носит название Net Present Value (NPV)-чистая текущая стоимость.

Интегральный экономический эффект NPV рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат, производимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период.

Положительное значение NPV,свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта,а при сравнении альтернативных проектов экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.

Метод аннуитета (от англ.annuity-ежегодная рента) используется для оценки годового экономического эффекта, под которым понимают постоянные по величине и регулярно получаемые поступления, которые, будучи дисконтированными на текущий момент времени, дают эффект, равный величине интегрального экономического эффекта от анализируемого инвестиционного проекта.

Индекс доходности (Profitability index) определяется как показатель,характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков и выплат в течение инвестиционного периода.

Правилом принятия решений по инвестиционному проекту являются следующие условия:

Если PI больше 1,то проект принимается,

Если PI меньше 1,то проект отклоняется.

В отличие от предыдущих показателей индекс доходности может использоваться для сравнения экономической выгодности инвестиционных проектов, отличающихся продолжительностью инвестиционного периода.

Метод рентабельности используется для определения внутренней рентабельности проекта (Internal Rate of Return,IRR),т.е. расчётной ставки процента, которой определяется темп роста инвестируемого капитала.

Инвестиционный проект считается экономически выгодным, если внутренняя ставка рентабельности превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для этого проекта, а при сравнении нескольких альтернативных проектов лучшим считается проект с наибольшим значением внутренней рентабельности.

Кроме того, показатель IRR определяет такую максимально допустимую ставку ссудного процента, при которой кредитование проекта осуществляется без убытков, т.е. без использования для выплат за кредит части прибыли, полученной на собственный инвестированный капитал.

Метод окупаемости предназначен для определения периода возврата инвестиций. Период возврата- это промежуток времени с момента начала инвестирования проекта до момента, когда дисконтированный чистый денежный поток полностью компенсирует начальные капиталовложения в проект.

Можно считать, что с этого момента проект начинает приносить чистый доход. При этом, огда нарастающий итог показателя NPV становится положительным, и соответствует моменту полной окупаемости инвестиций.

Следовательно.если период возврата превышает инвестиционный период, то проект не окупается и считается экономически невыгодным,а при сравнении нескольких проектов экономически привлекательным считается проект с наименьшим сроком возврата инвестиций.

Правило оценки эффективности: приведение денежной суммы к настоящему моменту времени соответствует выделению из этой суммы той её части, которая соответствует доходу инвестора, предоставляемому последнему за вложение капитала..

По степени ликвидности вложения можно оценивать как менее ликвидные(фонды потребления, непроизводственная инфраструктура) и более л. ¦ вложение в производственные активы, обновление и модернизация оборудования)

17.3 Понятие и сущность бизнес ¦ планирования экономической деятельности предприятия;

Бизнес-план в любой сфере предпринимательской деятельности представляет собой четко структурированное изложение современного состояния предприятия, а также ступени его становления и развития.

Структура: Резюме компании; описание ее рынков, конкуренции; Производства; Сбыт; Финансы; маркетинг; инвестиции и пр.

Бизнес-план фирмы обязательно должен содержать: 1. достоверный обзор текущей ситуации в соответствующей сфере рынка компании. 2. Актуальность и необходимость осуществления деятельности компании именно в этой "нише" рынка, 3. Перспективы развития выбранного направления бизнеса. 4. Краткую характеристику деятельности фирмы: направление, финансирование, возможные затраты и издержки и т.д. Важное значение, особенно для принятия решения об инвестировании, имеет указанная реально прогнозируемая величина дохода, полученная от осуществления деятельности компании, и сроки её достижения.

В бизнес-план предприятия вносятся также реальные и конкретные задачи и цели, которые необходимо выполнить к определенному сроку. То есть та реальная "планка", достичь которую компания должна при прошествии указанного времени. Бизнес-план содержит указания на ценности фирмы, особенности её политики. Сюда же включаются правила, принципы, способствующие продвижению компании в будущем, достижению заявленных целей.

Ключевым пунктом любого плана является пошаговая разработка действий, которые необходимы для выполнения заявленных выше моментов. Для облегчения восприятия и в целях дополнительного информирования в бизнес-план добавляется приложение, которое может включать различные сведения о самой организации, её продукции, материалы и схемы производства и т.д. Приложение может содержать разнообразные данные, которые подтвердят реальность заявленного плана и его эффективность.

Бизнес-план является обязательным документом при заявке организации на участие в распределений государственных инвестиций. Составление бизнес-плана инвестиционного проекта имеет свои особенности. В частности, необходимые показатели рассчитываются исходя из постоянных среднегодовых цен того года, в котором будет проводиться конкурсный отбор. Разработка такого бизнес-плана осуществляется не только на срок окупаемости проекта, но и на один год после.

Бизнес-план, который составляется для предприятия с целью приобретения инвестиций, включает дополнительные сведения об инвестиционном проекте. Например, суть проекта: краткая характеристика его основных аспектов, представляющая собой информацию о его сущности, потенциале, ресурсах, сроках реализации и т.д. Бизнес-план организации должен содержать сравнительный анализ продукции (услуг), которые будут производиться благодаря этому проекту, с его аналогами или указания на их значимость, уникальность или незаменимость.

Разработка бизнес-плана включает анализ проекта, предпосылки его создания, ресурсную обеспеченность, а также реальные сроки его выполнения. В бизнес-плане подробно рассматривается сегмент рынка, в котором будет осуществляться проект.

Бизнес-план предприятия содержит основные положения маркетинговой политики, то есть определение и анализ потребительского рынка, прогнозирование его развития. Также здесь рассматриваются возможные конкурентные организации, их деятельность и т.д. Разработка потребительской аудитории, их способность, контингент, потенциал входит в составление инвестиционного бизнес плана проекта. В плане указываются социально-экономические условия выбранной территории, в которых будет осуществляться проект. Если проект способен улучшить социальное положение населения региона или решить социальные проблемы, необходимо указать эту информацию в резюме проекта. Бизнес-план обозначает сырьевую и материальную обеспеченность будущего производства, а также наличие и распространение их в регионе. Обеспеченность необходимым сырьем территории имеет определяющее значение для организации в нем производства.

В бизнес-план входит подробный анализ необходимой производственной мощности и наличие необходимых технологий производства. В плане излагаются требования к трудовым ресурсам, а также возможности их переподготовки и обучения. Бизнес-план дополнительно содержит схему и структуру организации. В него включается проектно-сметная документация расходов, капитальных вложений, а также указания на источники средств и размер необходимых инвестиций. Таким образом, разработка проекта, привлекательного для инвестиций, преимущественно представляет собой составление его бизнес-плана. Грамотно и компетентно составленный бизнес-план предоставляет необходимую информацию для определения финансового потенциала предприятия, его коммерческой жизнеспособности. На его основании выносится решение о целесообразности вложения денежных средств. В целом, бизнес-план представляет собой зафиксированное на бумажном и электронном носителях поэтапное становление и укрепление позиций Вашего предприятия в выбранной сфере бизнеса. Естественно, что все изложенное выше должно представлять единое целое и быть четко сформулированным и конкретно определенным. В итоге составление бизнес-плана (разработка и оформление) является трудоемкой процедурой, но ценность бизнес-плана как направляющего инструмента политики управления компании неоспорима.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: