Предметом социальной психологии являются:
1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений: общительность, конформность, толерантность, агрессивность, совместимость, конфликтогенность и т.д.
2. Социально-психологические характеристики (свойства, процесы, состояния) социальных групп как целостных образований:
- социально-психологический климат и атмосфера в группе,
- структура группы,
- управление, групповые процессы,
- групповые нормы и т.д.
3. Взаимодействие между людьми и его частная форма - общение:
- межличностное (преподаватель - студент, медсестра - пациент, руководитель - исполнитель, родитель - ребенок),
- внутригрупповое,
- межгрупповое и т.д.
4. Массовые психические явления, такие, как:
паника, слухи, массовые страхи, мода, обычаи, традиции.
5. Психологические механизмы социальных влияний на человека и его окружение:
- механизмы убеждения,
- внушения,
- принуждения,
- подражания, и т.д.
|
|
В рамках курса мы рассмотрим социально-психологические характеристики индивида и группы, а также взаимодействие между индивидами.
Методы социальной психологии
Социальную психологию мы рассматриваем как отрасль психологии, поэтому методы, с помощью которых она собирает информацию, используются не только в социальной психологии, но и в общей психологии, социологии, педагогике и других дисциплинах.
Наиболее известная классификация методов социальной психологии предполагает выделение
3 групп методов:
I. эмпирическое исследование:
- наблюдение,
- анализ документов,
- опрос,
- групповая оценка личности,
- социометрия,
- тесты,
- эксперимент;
II. моделирование;
III. методы управленческо-воспитательного воздействия.