Повышение рентабельности продукции является одним из важнейших условий увеличения прибыли организации.
Основная задача анализа рентабельности продукции состоит в выявлении причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом. Сопоставление фактической рентабельности отдельных изделий с плановой проводится следующим образом (см. табл. 42).
Таблица 42
Рентабельность отдельных изделий
Наименование продукции | Рентабельность (прибыль в % к себестоимости) | Удельный вес в общем объеме товарной продукции, % | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | |
Изделие "А" | 20,0 | 21,2 | 44,4 | 47,9 |
Изделие "Б" | 4,8 | 5,3 | 39,1 | 37,3 |
Изделие "В" | 6,3 | 11,5 | 2,1 | 2,0 |
Продукция "Г" | 2,0 | 1,0 | 9,8 | 8,4 |
Прочая продукция | 4,0 | 6,7 | 4,6 | 4,4 |
Итого | 10,7 | 12,2 |
Из рассмотрения данных, приведенных в табл. 42, можно сделать вывод, что рентабельность по четырем позициям (изделия "Б", "В", "Г" и прочая продукция) ниже средней по организации. Причем по продукции "Г" по сравнению с планом она уменьшается. Особенно значительные резервы увеличения прибыли имеются в отношении изделия "Б", так как его удельный вес в общем объеме выпуска продукции в отчетном периоде высок и составляет 37,3%.
|
|
В связи с этим в ходе анализа рентабельности продукции устанавливается, соответствует ли профилю организации производимая ею малорентабельная и убыточная продукция. В случае несоответствия принимаются меры по исключению данной продукции из плана выпуска или по передаче ее производства другой организации.
При рассмотрении рентабельности продукции анализируются причины убыточности и малорентабельности изделий. Если они не зависят от самой организации (отсутствие специализированного оборудования, оснастки и др.), то изучается вопрос о закрытии производства нерентабельной продукции или разрабатываются мероприятия по увеличению рентабельности этих изделий.
Уровень рентабельности оказывает влияние на показатель эффективности использования основных производственных факторов и оборотных средств, и поэтому на этот показатель обращается особое внимание при планировании расчетной рентабельности.
Проанализируем рентабельность продукции на примере следующей таблицы (см. табл. 43).
Таблица 43
Расчетная рентабельность
(тыс. руб.)
Показатели | План на отчетный год | Фактически | Отклонения от плана | |
на отчетный год | за предыдущий год | |||
1. Прибыль до налогообложения | +142 | |||
2. Прибыль за вычетом платежей в бюджет | +140 | |||
3. Средняя стоимость основных производственных фондов | -50 | |||
4. Расчетная рентабельность, % | 34,1 | 39,7 | 25,5 | +5,6 |
Из рассмотрения данных, приведенных в табл. 43, можно сделать вывод, что расчетная рентабельность за отчетный год выше рентабельности предыдущего года и выше плана.
|
|
На заключительном этапе анализа прибыли подводятся итоги на основании ранее выявленных резервов ее увеличения за счет роста объема реализации, уменьшения себестоимости продукции и улучшения использования производственных ресурсов.