Анализ рентабельности продукции

Повышение рентабельности продукции является одним из важнейших условий увеличения прибыли организации.

Основная задача анализа рентабельности продукции состоит в выявлении причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом. Сопоставление фактической рентабельности отдельных изделий с плановой проводится следующим образом (см. табл. 42).

Таблица 42

Рентабельность отдельных изделий

Наименование продукции Рентабельность (прибыль в % к себестоимости) Удельный вес в общем объеме товарной продукции, %
по плану фактически по плану фактически
Изделие "А" 20,0 21,2 44,4 47,9
Изделие "Б" 4,8 5,3 39,1 37,3
Изделие "В" 6,3 11,5 2,1 2,0
Продукция "Г" 2,0 1,0 9,8 8,4
Прочая продукция 4,0 6,7 4,6 4,4
Итого 10,7 12,2    

Из рассмотрения данных, приведенных в табл. 42, можно сделать вывод, что рентабельность по четырем позициям (изделия "Б", "В", "Г" и прочая продукция) ниже средней по организации. Причем по продукции "Г" по сравнению с планом она уменьшается. Особенно значительные резервы увеличения прибыли имеются в отношении изделия "Б", так как его удельный вес в общем объеме выпуска продукции в отчетном периоде высок и составляет 37,3%.

В связи с этим в ходе анализа рентабельности продукции устанавливается, соответствует ли профилю организации производимая ею малорентабельная и убыточная продукция. В случае несоответствия принимаются меры по исключению данной продукции из плана выпуска или по передаче ее производства другой организации.

При рассмотрении рентабельности продукции анализируются причины убыточности и малорентабельности изделий. Если они не зависят от самой организации (отсутствие специализированного оборудования, оснастки и др.), то изучается вопрос о закрытии производства нерентабельной продукции или разрабатываются мероприятия по увеличению рентабельности этих изделий.

Уровень рентабельности оказывает влияние на показатель эффективности использования основных производственных факторов и оборотных средств, и поэтому на этот показатель обращается особое внимание при планировании расчетной рентабельности.

Проанализируем рентабельность продукции на примере следующей таблицы (см. табл. 43).

Таблица 43

Расчетная рентабельность

(тыс. руб.)

Показатели План на отчетный год Фактически Отклонения от плана
на отчетный год за предыдущий год
1. Прибыль до налогообложения       +142
2. Прибыль за вычетом платежей в бюджет       +140
3. Средняя стоимость основных производственных фондов       -50
4. Расчетная рентабельность, % 34,1 39,7 25,5 +5,6

Из рассмотрения данных, приведенных в табл. 43, можно сделать вывод, что расчетная рентабельность за отчетный год выше рентабельности предыдущего года и выше плана.

На заключительном этапе анализа прибыли подводятся итоги на основании ранее выявленных резервов ее увеличения за счет роста объема реализации, уменьшения себестоимости продукции и улучшения использования производственных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: