Вопрос 7 Расходы на национальную экономику

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9 % ВВП. По сравнению с 2007 г. имеет место опережающий рост в 2008–2009 гг. (23,4 %; 14,6 %) и существенное снижение в 2010 г. – на 18,7 % (по сравнению с 2009 г.). В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально‑сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно‑сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

Отраслевая структура финансирования национальной экономики в 2007–2010 гг. представлена в табл. 5.8.

Таблица 5.8 Структура бюджетных ассигнований из федерального бюджета в разделе «Национальная экономика» в 2007–2010 гг., в процентах к общему объему ассигнований [29]

Значительная часть этих ресурсов направляется в инвестиционную сферу, вызывая необходимость создания новых финансовых инструментов.

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно‑коммунального хозяйства

Итоги решения жилищной проблемы в стране за последние десятилетия оказались неутешительными: 3/4 существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Аналогичная ситуация с городским горячим и холодным водоснабжением, где фактическое водопотребление в 2–3 раза превышает нормативы самых благополучных стран мира.

Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 г. № 4218‑1 были определены первые шаги реформирования жилищно‑коммунальной отрасли, а именно:

• демонополизация ЖКХ и создание условий для конкуренции, перехода на договорные отношения между заказчиками жилищно‑коммунальных услуг и исполнителями;

• постепенный (поэтапный, до 1998 г.) переход к оплате жилья в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги, а также порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Несмотря на принимаемые меры, должное финансирование не обеспечивалось, качество работы отрасли оставалось низким. Договоры на обслуживание заключались формально и не обеспечивали минимальных стандартов качества обслуживания. Реальный механизм стимулирования ресурсоснабжения создан не был. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжал нарастать износ основных фондов, снижалась надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Концепцией реформы жилищно‑коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425, было провозглашено, что кардинальным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно‑коммунальных услуг потребителями – при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. При этом тарифы на услуги устанавливаются исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат производителей услуг, а к производителям услуг впервые предъявляются требования к снижению их издержек при обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно‑коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. Все это свидетельствует как о наличии системного кризиса в отрасли, так и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно‑коммунального комплекса были приняты целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., Жилищный кодекс, введенный в действие в 2005 г.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два основных направления. Согласно первому, приоритет отдается экономии бюджетных средств и перекладыванию высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно‑коммунальные услуги. В результате реализации такого подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение результативности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут достаточно велики: отрицательная реакция населения на ухудшение качества жилищно‑коммунальных услуг и низкая эффективность деятельности организаций ЖКХ. Ввиду серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным. При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики при этом являются важной составной частью реформ, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико‑организационными и рыночными преобразованиями.

Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно‑коммунальной отрасли отражаются по разделу 0500 «Жилищно‑коммунальное хозяйство» бюджетной классификации РФ. Порядок формирования расходов бюджета субъекта РФ по расходам на ЖКХ аналогичен общеустановленному порядку формирования бюджета по другим отраслям. На примере Санкт‑Петербурга рассмотрим структуру оказываемых населению жилищно‑коммунальных услуг и источники покрытия расходов по их оплате. По итогам 2006 г. объем жилищно‑коммунальных услуг гражданам составил 30,3 млрд руб., в том числе жилищные услуги – 8,3 млрд руб. (27,4 %), коммунальные услуги – 22,0 млрд руб. (72,6 %).

Главным источником финансирования затрат является плата граждан за предоставленные услуги, которая составляет 26,0 млрд руб. и состоит из: собственно вносимой гражданами платы – 19,3 млрд руб.; причитающихся им льгот в части полномочий бюджета Санкт‑Петербурга (так называемые региональные льготники) и федерального бюджета (так называемые федеральные льготники) – 4,7 млрд руб.; субсидий малообеспеченным гражданам – 2,0 млрд руб. Таким образом, граждане Санкт‑Петербурга из «собственного кармана» оплачивают 63,8 % стоимости жилищно‑коммунальных услуг (в том числе с 1 августа 2006 г. – 100 % жилищных услуг). Остальные средства предоставляются гражданам из бюджетов регионов ежемесячно как субсидии в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги для дальнейших расчетов с поставщиками жилищно‑коммунальных услуг. Предоставляемый гражданам объем услуг не полностью обеспечивается средствами населения и бюджета региона РФ в связи с тем, что компенсация затрат жилищно‑коммунальных услуг региона из федерального бюджета осуществляется по федеральным стандартам стоимости, в которых не учитываются экономически обоснованные расходы, сложившиеся в данном субъекте РФ.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно‑коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: