Преподобномученик Игнатий (Лебедев)

(1884- 1938 гг.)

28 мая 1884 года в городе Чухлома Костромской губернии в семье Александра и Марии Лебедевых родился сын, при крещении младенца назвали Александром.

Благочестивые родители воспитали сына в любви к Богу и ближним, по их совету Александр после окончания Солигаличское Духовного училища поступил в Костромскую Духовную академию.

В 1903 году он поступил в Казанский ветеринарный институт. Наряду с занятиями в институте Александр регулярно посещал богослужения в Спасском монастыре в Казани. Духовным отцом Александра в те годы был старец Седмиезерной пустыни Гавриил (ныне прославленный преподобный Гавриил (Зырянов)). В 1905 году старец Гавриил благословил Александра принять монашество.

Об этом периоде своей жизни отец Александр писал впоследствии: «...Самое понятие о духовной жизни я получил в Казани, во дни моего студенчества. Батюшка отец Гавриил, матушка Аполлинария, батюшка Варсонофий – вот мои земные руководители и наставники, а невидимые и небесные наставники были и есть: Царица Небесная, ко святой иконе Которой – Казанской – я всегда имею особую любовь и во дни казанского жития всегда притекал к ней; затем – святитель Варсонофий, святая обитель которого была как бы домом для души и тела моего. В храме у святых мощей его я пережил лучшие часы и минуты моей жизни... Службы в сей обители, за которыми я постоянно бывал, – это было воспитание моей души, моя трапеза... Еще притекал я за помощью и к святителю Гурию. Вот с кем, главным образом, и каким духовным родством связана душа моя в богоспасаемом граде Казани».

В 1908 году, Александр становится послушником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном схиигумена Германа (Гомзина). Молодому послушнику первое время предстояло ухаживать и лечить всех монастырских животных. Позже он проходил многие монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги и иконы в монастырской лавке...

17 марта 1910 года он был пострижен в рясофор, а в марте 1915 года состоялся постриг в мантию с именем Агафон в честь преподобного Агафона, пустынника Египетского. Вскоре после пострига отец Агафон тяжело заболел гриппом (осложнение после гриппа - энцефалит, последствие болезни – паркинсонизм).

В 1918 году состоялось рукоположение во иеродиакона, а 26 сентября 1920 года в храме Троицкого Патриаршего подворья он был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во священника.

После закрытие Зосимовой пустыни *(1923 г.) иеромонах Агафон жил в семье духовных детей в Москве. В 1923 году он был приглашен епископом Варфоломеем (Ремовым)*** в Высоко-Петровский монастырь. Первое время иеромонах Агафон исповедовал богомольцев Петровского монастыря. Он был очень внимательным духовником, верующие любили его, часто обращались к нему за помощью. Быстро увеличивающиеся число духовных чад молодого пастыря, приводило некоторых в недоумение: «Не рано ли он начал старчествовать».

По воспоминаниям очевидцев, отец Агафон исповедовал, сидя в маленьком креслице. Он внимательно слушал говорящего, сам говорил очень мало, лишь задавал какой-нибудь необходимый вопрос, а иногда «скажет слово, которое точно насквозь пронзит душу». По свидетельству духовной дочери старца: «Перед исповедью он всегда читал молитву о том, чтобы ему говорить людям не свои слова, а то, что угодно Богу, и что им может пойти во спасение».

Через год иеромонах Агафон был возведён в сан архимандрита и назначен наместником монастыря. В эти трудные годы архимандрит Агафон, по благословению еп. Варфоломея, тайно постригал своих духовных чад в рясофор.

Из воспоминаний духовной дочери отца Агафона: «Руководство к монашеству не было поспешным, не было делом одного дня, оно не было и внешним; напротив, оно было как сама жизнь: постепенным, простым, повседневным, действующим во всяком случае и событии…

Основой духовного руководства, особенно для идущих по монашескому пути, было искреннее, всестороннее, без утайки откровение всех своих поступков, мыслей и даже начатков этих мыслей. Только после этого откровения батюшка принимал душу и вел ее... Батюшка постригал очень избирательно. Постепенно подготавливал человека, тщательно выбирал имя...»

С 1929 года, после закрытия Боголюбского собора Высоко-Петровского монастыря, старцу Агафону пришлось служить в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, после закрытия храма ему довелось служить в церкви Рождества Богородицы в Путинках.

Старец Агафон любил повторять: «Кто не в схиме, тот еще не монах». По милости Божией, 17 января 1930 года архимандрит Агафон был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь сщмч. Игнатия Богоносца.

11 апреля 1935 тяжело больного старца Игнатия арестовали. Обосновывая необходимость ареста старца, сотрудники НКВД написали: «Архимандрит Агафон, разыгрывая из себя юродивого (искусственно трясет руками), среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей, которые находятся под его полным влиянием, систематически посещают его квартиру, где он обрабатывает их в религиозном и контрреволюционном духе...»

Некоторое время старец находился в 15-й палате лазарета Бутырской тюрьмы.

8 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило схиархимандрита Игнатия к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 октября он был отправлен в Саровский лагерь (лагерь был устроен в Саровской пустыни), через год был переведён в лагерь на станции Сухобезводная (Ветлаг), а затем - в инвалидную колонию под городом Алáтырь.

Старец Игнатий, несмотря на физическую слабость, продолжал поддерживать, наставлять духовных чад в письмах. Приведём лишь несколько строк из писем старца духовным детям: «Все мое желание быть вам между собою в смирении и всем сердцем с Богом, да плод принесете и в сто, и в шестьдесят, и в тридцать!»

29 августа/11 сентября 1938 года в 3.30 утра в воскресенье, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, исповедавшись и причастившись, мученик за веру скончался.

В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил преподобномученика Игнатия к лику святых и включил его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мученики за веру, молите Бога о нас!

* Архимандрит Исидор (Скачков)

(1883–1959гг.)

Будущий старец Исидор после закрытия Зосимовой пустыни, служил в храмах Московской области. 6 декабря 1928 г. рукоположен во иеромонаха. В 1930–1933 гг. – ризничий храма преподобного Сергия на Б. Дмитровке, где по благословению владыки Варфоломея начал подвиг старчества. В 1933–1936 гг. – в ссылке в Сыктывкарской обл., по возвращении служил в храмах Тульской, Рязанской и Московской областей. 20 мая 1937 г. возведен в сан архимандрита. В 1941 г. находился под Волоколамском, во время боевых действий продолжал окормлять местных жителей, помогал раненым.

**Архимандрит Никита (Курочкин)

(1889–1937гг.)

Духовный сын старца схиархимандрита Мелхиседека, иеромонах Зосимовой пустыни. После ее закрытия старец Никитаокормлял братиюВысоко-Петровского монастыря. 10 июня 1929 года он был возведен в сан архимандрита епископом Варфоломеем. С 1929–1933 гг старец Никита находился в ссылке в районе реки Пинеги, здесь он исповедывал, причащал перед кончиной и отпевал преподобного Никона Оптинского. По возвращении из ссылки старец служил в селе Ивановском под Волоколамском. СкончалсяАрхимандрит Никита в Волоколамске 29 апреля/12 мая 1937 года.

*** Епископ Варфоломей (в миру Николай Федорович Ремов)

Путь архиепископа Варфоломея был предсказан ему еще в детстве. Великий пастырь Иоанн Кронштадтский назвал сына протоиерея Феодора Ремова, маленького Николая, «исповедником Церкви».

В 1911 году студент Московской Духовной академии Николай Федорович Ремов был пострижен в Зосимовой пустыни епископом Феодором (Поздеевским) с именем апостола Варфоломея... В 1912 году он был рукоположен в иеромонаха... 10 августа 1921 г. архимандрит Варфоломей был рукоположен во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил святитель Тихон. Примерно с 1922 г. епископ Варфоломей был настоятелем московского Высоко-Петровского монастыря. Осенью 1923 г. он принимает часть братии закрытой в начале года Зосимовой пустыни, вводит уставное богослужение по образцу зосимовского, учреждает старчество. В монастыре нелегально действовало церковное учебное заведение, продолжавшее традиции переставшей существовать МДА и дававшее православным священнослужителям высшее богословское образование.

Владыка был прозорливцем, определял путь людей, нарекал их дорогу, говорил и о своей судьбе. Когда он был с близкими духовными детьми на Пятницком кладбище, где были могилы его родных, он вдруг неожиданно сказал: «А моей могилы здесь не будет».

21 февраля 1935 года владыка был арестован, через полгода - был расстрелян в Бутырской тюрьме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: