Спрос, предложение, цена, конкуренция
Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью, одна из сторон рыночного ценообразования.
Параметры спроса:
1. Объём спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или общество в целом в единицу времени при определенных условиях.
2. Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.
3. Функция спроса - зависимость объёма спроса от определяющих его факторов, таких как: вкусы и предпочтения, денежный доход потребителей, цены на другие товары и др.
Величина спроса зависит от цены на запрашиваемый товар.
Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой (P) и количеством покупаемого товара (Q) (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Зависимость величины спроса от цены
На величину спроса, кроме цены на запрашиваемый товар, влияют:
- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые;
- доходы потребителя: с ростом доходов спрос на товары, за исключением низкокачественных, возрастает;
- вкусы и предпочтений потребителей, которые могут измениться под влиянием моды, рекламы;
- число покупателей: чем больше число покупателей, тем больше величина спроса;
- реклама, под влиянием которой могут измениться предпочтения потребителей;
- условия кредита: если кредит доступен, то это увеличивает спрос (в зависимости от процентной ставки и срока выплаты);
- инфляционные ожидания: ожидание повышения цен ведет к увеличению спроса на товары и наоборот.
Предложение – это сложный процесс, требующий вознаграждения организации выпуска продукции или оказания услуги.
Параметры предложения:
1. Объём предложения – количество какого-либо товара, которое желает произвести и продать на рынке один продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.
2. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
3. Функция предложения – зависимость объёма предложения от определяющих его факторов, таких как налоги и дотации, природные условия, цены других товаров и др.
Величина предложения зависит от цены предлагаемого товара. Закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством предлагаемых к продаже товаров (Q) (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Зависимость величины предложения от цены
На величину предложения, кроме цены предлагаемого товара, влияют:
- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые товары;
- цены на факторы производства: при росте цен на факторы производства производитель либо сокращает количество предлагаемых товаров, либо замещает дорогие факторы производства на дешевые;
- уровень технологии: превосходство по сравнению с конкурентами в данной области приводит к повышению качества, расширению ассортимента;
- налоги и дотации: повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение, напротив, дотации фактически снижают издержки и увеличивают предложение;
- число производителей и характер конкуренции: при данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение;
- условия кредита: чем выше процент за кредит, тем ниже величина предложения;
- инфляционные ожидания: ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение, с другой стороны, способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.