Спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции

Спрос, предложение, цена, конкуренция

Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью, одна из сторон рыночного ценообразования.

Параметры спроса:

1. Объём спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или общество в целом в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

3. Функция спроса - зависимость объёма спроса от определяющих его факторов, таких как: вкусы и предпочтения, денежный доход потребителей, цены на другие товары и др.

Величина спроса зависит от цены на запрашиваемый товар.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой (P) и количеством покупаемого товара (Q) (рис. 5.1).

 
 


Рис. 5.1. Зависимость величины спроса от цены

На величину спроса, кроме цены на запрашиваемый товар, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые;

- доходы потребителя: с ростом доходов спрос на товары, за исключением низкокачественных, возрастает;

- вкусы и предпочтений потребителей, которые могут измениться под влиянием моды, рекламы;

- число покупателей: чем больше число покупателей, тем больше величина спроса;

- реклама, под влиянием которой могут измениться предпочтения потребителей;

- условия кредита: если кредит доступен, то это увеличивает спрос (в зависимости от процентной ставки и срока выплаты);

- инфляционные ожидания: ожидание повышения цен ведет к увеличению спроса на товары и наоборот.

Предложение – это сложный процесс, требующий вознаграждения организации выпуска продукции или оказания услуги.

Параметры предложения:

1. Объём предложения – количество какого-либо товара, которое желает произвести и продать на рынке один продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

3. Функция предложения – зависимость объёма предложения от определяющих его факторов, таких как налоги и дотации, природные условия, цены других товаров и др.

Величина предложения зависит от цены предлагаемого товара. Закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством предлагаемых к продаже товаров (Q) (рис. 5.2).


Рис. 5.2. Зависимость величины предложения от цены

На величину предложения, кроме цены предлагаемого товара, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые товары;

- цены на факторы производства: при росте цен на факторы производства производитель либо сокращает количество предлагаемых товаров, либо замещает дорогие факторы производства на дешевые;

- уровень технологии: превосходство по сравнению с конкурентами в данной области приводит к повышению качества, расширению ассортимента;

- налоги и дотации: повышение налогов увеличивает издерж­ки производства и сокращает предложение, напро­тив, дотации фактически снижают издержки и увеличивают предложение;

- число производителей и характер конкуренции: при данном объеме произ­водства каждой фирмы, чем больше число постав­щиков, тем больше рыночное предложение;

- условия кредита: чем выше процент за кредит, тем ниже величина предложения;

- инфляционные ожидания: ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение, с другой стороны, способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: