Сущность и функции рынка

Тема 4. Сущность, функции, структура рынка

Формирование рыночных отношений является объективным процессом, развитие которого осуществляется как результат эволюции товарного производства. Важнейшими условиями возникновения рынка являются:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность субъектов хозяйствования;

- конкурентоспособность продукции, предлагаемой на рынок;

- свободный обмен ресурсами.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Для функционирования современного рынка требуется реализация различных форм собственности и создание рыночной инфраструктуры. К элементам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены: биржи (товарная, фондовая, биржа труда); сеть оптовой и розничной торговли; маркетинговые организации; банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

1. Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства, при снижении – уменьшают. Регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг.

2. Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию товаров с наименьшими издержками и получению более высокой прибыли за счет внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

3. Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

4. Посредническая функция заключается в том, что рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.

5. Ценообразующая – на рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными затратами труда и устанавливается общественные (рыночные) цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: