ТЕКСТ 3. атха ха там авишкрита-бхуджа-йугала-двайам хиранмайам пуруша-вишешам капиша-каушейамбара-дхарам ураси виласач-чхриватса-лаламам

атха ха там авишкрита-бхуджа-йугала-двайам хиранмайам пуруша-вишешам капиша-каушейамбара-дхарам ураси виласач-чхриватса-лаламам даравара-ванаруха-вана-малаччхурй-амрита-манигададибхир упалакшитам спхута-кирана-правара-мукута-кундалакатака-кати-сутра-хара-кейура-нупурадй-анга-бхушана-вибхушитам ритвик-садасйа-гриха-патайо 'дхана ивоттама-дханам упалабхйа сабаху-манам арханенаваната-ширшана упатастхух.

атха - после этого; ха - конечно; там - Ему; авишкрита-бхуджа-йугала-двайам - явившему Свой четырехрукий образ; хиранмайам излучающему яркое сияние; пуруша-вишешам - величайшему из всех живых существ, Пурушоттаме; капиша-каушейаамбара-дхарам - носящему одежды из желтого шелка; ураси - на груди; виласат - прекрасный; шриватса - называемый Шриватсой; лаламам - имеющему знак; дара-вара - раковиной; вана-руха - цветком лотоса; вана-мала гирляндой из лесных цветов; аччхури - диском; амрита-мани - драгоценным камнем Каустубха; гадаадибхих - а также булавой и другими атрибутами; упалакшитам - отличаемому; спхута-кирана - сияющим; правара - великолепным; мукута - шлемом; кундала - серьгами; катака - браслетами, которые носят на запястье; кати-сутра - поясом; хара - ожерельем; кейура - браслетами, которые носят выше локтя; нупура - колокольчиками на лодыжках; ади - и другими; анга - теЯла; бхушана - украшениями; вибхушитам - украшенному; ритвик - жрецы; садасйа - приближенные; гриха-патайах - и царь Набхи; адханах - бедняки; ива - как; уттама-дханам - величайшее сокровище; упалабхйа - обретя; са-баху-манам - с огромным почтением; арханена - с набором предметов, используемых при поклонении; аваната - склонив; ширшанах - гоЯловы; упатастхух - поклонялись.

Господь Вишну предстал перед царем Набхи в Своем четырехруком облике. От Него исходило яркое сияние, и не было никаких сомнений в том, что Он превосходит всех на свете. Нижнюю часть Его тела облекали одежды желтого шелка, грудь украшали неизменный знак Шриватсы и драгоценный камень Каустубха, а в руках Господь держал раковину, цветок лотоса, диск и булаву. На шее Господа висела гирлянда из лесных цветов, а голову Его венчал великолепный шлем. Кроме того, на Нем были серьги, перстни, браслеты, пояс, жемчужное ожерелье, ножные колокольчики и другие украшения, усыпанные сверкающими драгоценными камнями. Когда царь Набхи, его жрецы и приближенные увидели перед собой Господа, они почувствовали себя, как чувствует бедняк, который вдруг стал обладателем сказочных богатств. Желая оказать Господу достойный прием, они в почтении склонились перед Ним и поднесли Ему подобающие случаю дары.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе подчеркивается, что, когда Верховный Господь явился на жертвоприношение, Его нельзя было спутать с обыкновенным человеком. Махараджа Набхи и его приближенные увидели перед собой величайшего из всех живых существ (Пурушоттаму). В Ведах сказано: нитйо нитйанам четанаш четананам. Верховный Господь тоже живое существо, однако Он - величайший из всех. В «Бхагавад-гите» (7.7) Сам Господь Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа - «О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня». Нет никого более привлекательного или могущественного, чем Господь Кришна. Таково одно из качеств Господа, отличающее Его от обыкновенных существ. Как явствует из приведенного в этом стихе описания трансцентного тела Господа Вишну, Бога нетрудно отличить от любого другого существа. Поэтому Махараджа Набхи, его жрецы и все остальные, кто там был, сразу поняли, что перед ними Сам Господь. Они склонились перед Ним и начали проводить богослужение, поднося Господу различные ритуальные предметы. Йам лабдхва чапарам лабхам манйате надхикам татах: «Обретя это благо, человек понимает, что большего блага быть не может» (Б.-г., 6.22). Тот, кто постиг Бога, кто воочию увидел Его, твердо убежден в том, что обрел величайшее сокровище. Расо 'пй асйа парам дриштва нивартате: у человека, который развил в себе вкус к высшему, пропадает интерес ко всему остальному. Иначе говоря, того, кто хоть раз увидел Верховную Личность Бога, перестает привлекать материальная жизнь. Такой человек никогда не сходит с пути служения Господу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: