Текст 13

йавийамса экашитир джайантейах питур адешакара маха-шалина маха-шротрийа йаджна(гйа)-шилах карма-вишуддха брахмана бабхувух.

йавийамсах - младшие; экашитих - восемьдесят один; джайантейах - сыновья Джаянти, жены Ришабхадевы; питух - своего отца; адешакарах - выполняющие указание; маха-шалинах - благонравные, хорошо воспитанные; маха-шротрийах - очень глубоко изучившие Веды; йаджна(гйа)-шилах - умеющие совершать обряды; карма-вишуддхах - чистые во всех своих поступках; брахманах - достойные брахманы; бабхувух - стали.

Младшие сыновья Ришабхадевы и Джаянти [родившиеся после девятнадцати уже перечисленных] по воле отца получили самое лучшее образование и воспитание. Они глубоко изучили Веды, знали, как проводить ведические обряды, и все их поступки были чисты. Иными словами, все они (восемьдесят один сын) стали настоящими брахманами.

КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха явствует, что деление общества на сословия производится на основе качеств людей и рода их деятельности. Сам Ришабхадева был царем, кшатрием. Из ста Его сыновей десять тоже были кшатриями и правили миром. Другие девять сыновей стали признанными проповедниками «Шримад-Бхагаватам» (маха-бхагаватами) и потому занимали даже более высокое положение, чем брахманы. А остальные стали достойными, опытными брахманами.

На примере сыновей Ришабхадевы мы видим, что человек становится способным к той или иной деятельности именно благодаря своим качествам, а не происхождению. По происхождению все сыновья Махараджи Ришабхадевы были кшатриями, но по своим качествам одни из них были кшатриями, другие - брахманами. А еще девять Его сыновей стали проповедниками «Шримад-Бхагаватам» (бхагавата-дхарма-даршанах) и таким образом поднялись выше и кшатриев, и брахманов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: