йасмин йато йена ча йасйа йасмаи йад йо йатха куруте карйате ча
параварешам парамам прак прасиддхам
тад брахма тад дхетур ананйад экам
йасмин - в ком (в Верховном Господе или высшем прибежище); йатах - из кого (все исходит); йена - кем (все движимо); ча - также; йасйа - кому (все принадлежит); йасмаи - кому (все посвящено); йат - кто; йах - тот; йатха - как; куруте - совершает; карйате - свершается; ча - также; пара-аварешам - материального и духовного бытия; парамам - высший; прак - изначальный; прасиддхам - известный всем; тат - тот; брахма - Верховный Брахман; тат хетух - начало всех начал; ананйат - безначальный; экам - единый.
Из Него, Верховного Брахмана, Кришны, изошло все сущее, и в Нем все сущее пребывает. Он вершит все, всем владеет и Ему одному все приносят в жертву. Он - конечная цель познания; Он стоит за всем происходящим - и когда действует Сам, и когда побуждает к действию других. Всему есть отдаленные и прямые причины, но Он - причина всех причин. Недаром Его называют Верховным Брахманом, существовавшим до начала всякой деятельности. Я выражаю почтение Ему - единому и самосущему.
КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» также сказано, что Кришна, Верховная Личность Бога, есть причина всех причин: ахам сарвасйа прабхавах. Верховный Господь - причина возникновения и материального мира, царства трех гун, а это значит, что материальный мир неразрывно с Ним связан. Не будь материальный мир частью тела Верховной Личности Бога, высшей причины всего, то Господа нельзя было бы назвать совершенным. Говорится: махатма, достигший совершенства, - это тот, кто знает, что Васудева есть причина всех причин (васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах).
«Брахма-самхита» (5.1) гласит:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам
«Кришна, которого называют Говиндой, - это верховный повелитель. Его тело вечно, духовно и исполнено блаженства. Он источник всего сущего. У Него Самого нет источника, ибо Он - причина всех причин». Верховный Брахман (тад брахма) есть причина всех причин, но у Него Самого нет причины. Анадир адир говиндах сарва-карана-каранам: Кришна, Говинда - первопричина всего, и нет причины Его явления в образе Говинды. Говинда предстает во множестве образов, но все они суть одно. Мадхвачарья поэтому пишет, что у Кришны нет причины, как нет и никого, кто был бы равен Ему, и что Он единый и неделимый, ибо Его многочисленные воплощения - свамши и вибхинамши - неотличны от Него: ананйах садришабхавад эко рупадй-абхедатах.