ТЕКСТ 30. йасмин йато йена ча йасйа йасмаи йад йо йатха куруте карйате ча

йасмин йато йена ча йасйа йасмаи йад йо йатха куруте карйате ча

параварешам парамам прак прасиддхам

тад брахма тад дхетур ананйад экам

йасмин - в ком (в Верховном Господе или высшем прибежище); йатах - из кого (все исходит); йена - кем (все движимо); ча - также; йасйа - кому (все принадлежит); йасмаи - кому (все посвящено); йат - кто; йах - тот; йатха - как; куруте - совершает; карйате - свершается; ча - также; пара-аварешам - материального и духовного бытия; парамам - высший; прак - изначальный; прасиддхам - известный всем; тат - тот; брахма - Верховный Брахман; тат хетух - начало всех начал; ананйат - безначальный; экам - единый.

Из Него, Верховного Брахмана, Кришны, изошло все сущее, и в Нем все сущее пребывает. Он вершит все, всем владеет и Ему одному все приносят в жертву. Он - конечная цель познания; Он стоит за всем происходящим - и когда действует Сам, и когда побуждает к действию других. Всему есть отдаленные и прямые причины, но Он - причина всех причин. Недаром Его называют Верховным Брахманом, существовавшим до начала всякой деятельности. Я выражаю почтение Ему - единому и самосущему.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» также сказано, что Кришна, Верховная Личность Бога, есть причина всех причин: ахам сарвасйа прабхавах. Верховный Господь - причина возникновения и материального мира, царства трех гун, а это значит, что материальный мир неразрывно с Ним связан. Не будь материальный мир частью тела Верховной Личности Бога, высшей причины всего, то Господа нельзя было бы назвать совершенным. Говорится: махатма, достигший совершенства, - это тот, кто знает, что Васудева есть причина всех причин (васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах).

«Брахма-самхита» (5.1) гласит:

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Кришна, которого называют Говиндой, - это верховный повелитель. Его тело вечно, духовно и исполнено блаженства. Он источник всего сущего. У Него Самого нет источника, ибо Он - причина всех причин». Верховный Брахман (тад брахма) есть причина всех причин, но у Него Самого нет причины. Анадир адир говиндах сарва-карана-каранам: Кришна, Говинда - первопричина всего, и нет причины Его явления в образе Говинды. Говинда предстает во множестве образов, но все они суть одно. Мадхвачарья поэтому пишет, что у Кришны нет причины, как нет и никого, кто был бы равен Ему, и что Он единый и неделимый, ибо Его многочисленные воплощения - свамши и вибхинамши - неотличны от Него: ананйах садришабхавад эко рупадй-абхедатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: