Количественные исследования используют статистику и представляют собой упорядоченный сбор и анализ значительных совокупностей данных с целью выявления общих закономерностей, присущих респондентам.
Среди методов количественного исследования можно выделить:
Наблюдение - это систематизированный процесс регистрации стереотипов поведения людей, объектов и явлений без опроса или контакта с ними.
Наблюдения могут быть полевыми (т.е. проводится непосредственно в исследуемой среде), лабораторными и личными - с участием контролера или без него.
Опрос - при данном методе используются анкеты для сбора фактов и мнений. Является самым распространенным способом получения данных.
Вопросы (в анкетах, применяемых для опросов) бывают:
- структурированные (могут выяснять сложные вопросы, ускоряют и упрощают процесс проверки и кодирования);
- неструктурированные (используются для пробных исследований и как разминочные вопросы);
- завуалированные (цели исследования скрыты);
- незавуалированные (цели исследования понятны, вопросы задаются прямо и конкретно);
|
|
- исследовательские (цель – определить отношение респондента к исследуемой проблеме);
- доказательные (выдвигается утверждение и исследуется отношение к нему респондента);
- контрольные (определяют искренность респондента и насколько он владеет информацией);
- отсекающие, или циклические (при невыполнении какого-то условия происходит переход к группе вопросов, отвечающих заданному ограничению, при этом “ненужные” или “лишние” для данного респондента условия отсекаются);
- контактные (“ломают лед” между интервьюером и респондентом);
- подготовительные (готовят респондента к переключению внимания на новый комплекс вопросов);
- буферные (отделяют один блок вопросов от другого, переход может быть построен в “игровой” форме);
и т.д.
Эксперимент (исследователь изменяет значение одного элемента зависимой или независимой переменной, чтобы пронаблюдать влияние этого изменения на другой элемент или зависимую переменную).
Наиболее трудоемким и дорогим на этом этапе РК является сбор информации, осуществляемый с помощью наблюдений, интервьюирования, организации панели, постановки эксперимента и имитации.