Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал,
что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного
ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис
свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий
Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив
богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь,
богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную
боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову,
чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест
топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на
свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В
полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред
изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим
копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого
основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она
перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она
сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы
отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания,
непобедимую воительницу Афину-Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости
советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города,
крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и
ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию.
Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают
все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна,
дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.
АРАХНА
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
На всю Лидию [1] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались
нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее
работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как
воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды
воскликнула она:
---------------------------------------------------------------
[1] Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н.
э.
---------------------------------------------------------------
-- Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей
меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала
перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
-- Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт.
Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством.
Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные
слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная
в своем искусстве, смело ответила она:
-- Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие
наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и
сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина,
отчего не хочет она состязаться со мной?
-- Я здесь, Арахна! -- воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и
славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом
загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих
сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо
Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она
состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале
посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с
Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди
них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял
колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый
источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла
своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная
олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный
[1]. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а
вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем
покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми,
одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из
цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не
уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение
к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу
Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она
свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну
и сказала ей:
---------------------------------------------------------------
[1] Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма
Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в
сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.
---------------------------------------------------------------
-- Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет
длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось,
густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит
паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
ГЕРМЕС [2]
---------------------------------------------------------------
[2] Гермес (у римлян Меркурий) -- один из древнейших богов Греции; был
первоначально богом -- покровителем стад, его изображали иногда с бараном на
руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник
душ умерших в подземное царства Аида. Гермес -- покровитель
путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом --
покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже
воровства. Кроме того, Гермес -- покровитель юношества, атлетов, бог
гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях -- учреждениях, в
которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т.
д. После завоевания Александром Македонским всей персидской державы (конец
IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства,
Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Татом и становится
также богом магии и астрологии (т. е. гадания по звездам); его начинают
называть богом Гермесом трижды величайшим.
---------------------------------------------------------------
В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес,
посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний
край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес
охраняет пути, и посвященные ему гермы [1] можно видеть поставленными при
дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он
покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших
в их последний путь -- в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом
смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес -- бог покровитель путей
и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и
посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он
обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем --
изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и
даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в
шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона -- трезубец, у Аполлона -- золотые
стрелы и лук, а у Ареса -- меч.
---------------------------------------------------------------
[1] Каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса.
---------------------------------------------------------------