double arrow

Схиигуменья Мария

(1879 -1961 гг.)

(м. Арсения - до того, как была пострижена в великую схиму)

После революции 1917 года, когда Владимирский Вольский монастырь был разгромлен, м. Арсения по благословению своего духовника старца Иона нелегально поселилась в Загорске.

Сам же старец Ион вместе с двумя другими подвижниками скрылся под землёй. Подземные ходы вместили и пещерную церковь, и зимнюю печь, дым из которой выходил через многокилометровый лаз далеко в стороне, в глухом лесу. Пещера имела выход на поверхность в саду деревенского дома, где жила другая духовная дочь Ионы, тоже монахиня, тоже Мария. Через эту вторую Марию три старца сообщались с внешним миром. Сёстры из общины схиигуменьи Марии переписывались с ними, посылали им необходимые вещи и продукты...

Жизнь трёх отшельников проходила в молитве. Словно зёрна, погруженные в землю, они дали духовные плоды, но сами уже никогда не поднялись из своих пещер. Когда в послевоенные годы на Волге строили гидроэлектростанции, местность с пещерами ушла на дно гигантского водохранилища. Перед отъездом местные жители неоднократно подавали старцам условный знак — звонили в колокольчик у жерла пещеры. Но отшельники не отозвались...

Отец Александр Мень, вместе с матерью и братом часто бывавший у схиигуменьи Марии начиная с 1940-х годов, писал в 1971 г.: «Подвижница и молитвенница, она была совершенно лишена черт ханжества, староверия и узости, которые нередко встречаются среди лиц её звания. Всегда полная пасхальной радости, глубоко преданная воле Божией, ощущения близости духовного мира, она напоминала чем-то преподобного Серафима или Франциска Ассизского. Я тогда, в сороковые годы, считал её подлинной святой. Она благословила меня (23 года назад) и на церковное служение, и на занятия Священным Писанием. У матери Марии была черта, роднящая её с Оптинскими старцами и которая так дорога мне в них. Эта черта — открытость к людям, их проблемам, их поискам, открытость миру. Именно это и приводило в Оптину лучших представителей русской культуры. Оптина, в сущности, начала после длительного перерыва д и а л о г Церкви с обществом. Это было начинание исключительной важности, хотя со стороны начальства оно встретила недоверие и противодействие. Живое продолжение этого диалога я видел в лице о. Серафима (Батюкова) и матери Марии. Поэтому на всю жизнь мне запала мысль о необходимости не прекращать этот диалог, участвуя в нём своими слабыми силами».

Схимница в любое время литургического года пела пасхальный тропарь, превратившийся в её непрестанную молитву, творимую во всех обстоятельствах жизни.

К схимнице-старице в Загорск до 1961 года приходили люди за советом или утешением. По свидетельству очевидцев старица Мария принимала всех: православных, мусульманин, евреев...

В общине схиигуменьи Марии все сёстры много работали, этого требовала суровая, полуголодная жизнь сталинских времён. Большое внимание традиционно придавали стяжанию и хранению смирения... Обязательным было чтение утреннего и вечернего «правила»... Ежедневно каждая монахиня читала Евангелие, Деяния апостолов и Апостольские послания в соответствии с литургическим календарём. В течение Великого Поста, времени бодрствования, монахини прочитывали все четыре Евангелия...

Библиография

1. Вера Яковлевна Василевская Воспоминания. Катакомбы XX века

https://mirrors.smtn.stavropol.ru/cgi-bin/mac/HRISTIAN/MEN/ktkmb.txt

2. «Протоиерей Александр Мень», Андрей Ерёмин https://alekmen.narod.ru/

3. Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века,

Дмитрий Сафонов https://www.tserkov.info/numbers/novomuch/?ID=1068

4. «Схиигуменья Мария и подпольный женский монастырь», И. Басин, // XPICTIANOC. Рига, 1998. Вып. VII. С. 145 - 154.

https://www.krotov.info/spravki/persons/20person/1961mari.html

5. А. Мень. Письмо к Е. Н. // AEQUINOX. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: