double arrow

Дробление» среды индивидом как отражение истории их соотношения

Как мы уже знаем, основным поняти­ем в ТФС является результат, под кото­рым понимается соотношение организ­ма и среды и который, следовательно, так же, как эффорданс относится одно­временно к окружающему миру и к ин­дивиду. Однако, в отличие от эффорданса, результат, как и валентность у К. Левина, включает субъективный компонент, от которого отказывается Дж. Гибсон, по­стулируя независимость эффордансов от потребностей и опыта наблюдателя. По­этому для ответа на вопрос о том, как дробит среду индивид, как она представ­лена в его субъективном мире, мы дол­жны дополнить экологический мир субъективным компонентом, т.е. под­черкнуть аспект использования эффор­дансов индивидом.

При этом оказывается, что среда дробится тем или иным образом в соот­ветствии с опытом совершения индиви­дом тех или иных поведенческих актов на протяжении его индивидуального раз-


56 2. Психофизиол


вития. Индивид отражает не внешний мир как таковой, а историю своих соот­ношений с миром. Описание среды ин­дивидом основано на оценках его соот­ношения с объектами-целями поведен­ческих актов, т.е. на оценках результатов. Образно говоря, можно рассматривать жизнь индивида как «ассимиляцию» эко­логического мира, превращающую для индивида экологический мир в мир ре­зультатов. Продолжая данную логику, можно заключить, что среда представ­лена для индивида результатами реали­зованных актов.

В этой части излагаемая здесь сис­тема представлений довольно близко примыкает к концепции У.Матурана (1996). Он считает, что мнение об орга­низме, имеющем входы и выходы, и о нервной системе, кодирующей инфор­мацию об окружающей среде, заслужи­вает критики. Понятие информации У.Матурана относит к «степени неуве­ренности наблюдателя в своем поведе­нии в области определенных им самим альтернатив» (с. 137). Автор справедли­во утверждает, что состояния активно­сти репрезентируют отношения (меж­ду организмом и средой), а не являют­ся описанием окружающей среды. Это описание может быть дано исключи­тельно в терминах, содержащихся в «когнитивной области наблюдателя», в терминах поведения организма. Тогда «знать — значит уметь вести себя адек­ватно в ситуациях, связанных с индиви­дуальными актами» (с. 135).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: