На пищевых предприятиях применяются разнообразные, предназначенные для хранения, перевозки и использования сжатых (N2,О2,воздуха, сероводорода), сжиженных (NH3,SO2,CO2, холодильные агенты) и растворенных (ацетилен) газами, давление в которых составляет 30-150 атм. На предприятиях ПМП используются стальные баллоны для ацетилена, кислорода, углекислоты, аммиака, горючих газов, окрашенных в зависимости от находящихся в них газов в определенный цвет.
Причины взрывов баллонов могут быть общими для всех баллонов, а также специфические для отдельных из них:
К общим причинам относятся:
1.Наличие микротрещин и коррозии, которые снижают прочность баллонов.
2.Удары или падение баллонов, особенно при высоких или низких температурах, т.к. в первом случае резко возрастает давление в баллоне за счет нагревания содержащегося в нем газа, а во втором–возникает хрупкость металла.
Взрывы баллонов от ударов,падений предупреждаются путем повышения их механической прочности за счет использования специальных материалов и способов изготовления,контроля качества изготовления, снабжения предохранительными колпаками и опорными башмаками,соблюдением правил транспортирования и эксплуатации. Для изготовления баллонов применяют бесшовные трубы из углеродистой стали. А для баллонов низкого давления (до 3 МПа) допускается применение сварных баллонов.
|
|
3.Переполнение баллонов сжиженным газом без оставления свободного нормируемого объема около 10% всего объема баллона.
4.Влияние высоких температур. Под воздействием высоких температур, солнечных лучей происходит резкое увеличение давления в баллоне, например, при повышении температуры с 10 до 500С в аммиачном баллоне давление возрастает с 6 атм до 600, происходит его разрушение, т.к. допустимое давление аммиачного баллона 100 атм. Поэтому расстояние от отопительных приборов не менее 1,0 м, от открытого огня – 5 м.
Давление в баллоне определяется по формуле: P= *(t1-t2)
α- коэффициент теплового объемного расширения;
β- коэффициент объемного сжатия;
t1,t2 - начальная и конечная температура баллона,0С
5.Ошибочное заполнение баллона другим газом. Поэтому для предупреждения взрывов из-за неправильного или быстрого отбора газа баллоны снабжаются вентилем, через который происходит наполнение или удаление газа. Вентиль баллона защищает при помощи колпака. Вентили имеют разную резьбу: для инертных газов и кислорода вентили имеют правую, а горючие – левую резьбу, а для ацетона – хомут. Кроме того, баллоны маркируются, т.е. окрашиваются в разные цвета, снабжаются соответствующими надписями и полосами.
Н-р, азот: окраска баллона чёрная, надпись азот, цвет надписи жёлтый, цвет полосы коричневый; сернистый ангидрид: баллон чёрный, надпись сернистый, цвет надписи белый, цвет полосы жёлтый.
|
|
Быстрое накопление или отбор газа из баллонов, сопровождается резким нагревом газа. Так при быстром отборе СО2 резко превращается в снег с температурой -790С, что приводит к обморожениям. Поэтому отбор газа осуществляется при помощи редуктора (два манометра и предохранительный клапан).
6.Длительное хранение баллонов. Температура на складах баллонов < 350С.
Специфические причины:
1.Попадание масла на вентиль кислородных баллонов, т.к. в результате окисления масла может произойти его воспламенение и взрыв.
2.Наличие ржавчины или окалины в неисправном баллоне, при движении которых могут возникнуть искры и накапливаться статическое электричество с последующим искрообразование, могущим вызвать взрыв кислорода в баллоне;
3.Быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать искрообразование в струе О2.
4.Низкое качество пористой массы ацетиленовых баллонов, быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать вынос ацетона. Ацетилен в обычных баллонах (без пористой массы) взрывается при давлении более 0,1 МПа. Поэтому для снижения его взрывоопасности применяются стальные баллоны, заполненные пористой массой (буковый уголь) пропитанной ацетоном, при давлении – 2 МПа.
Стандартные баллоны разделяются на 5 типов.
Тип | Газ | Р,атм | |
рабочее | испытательное | ||
А | О2,Н2,СН2,N2 | ||
Б | СО2 | ||
В | С2Н2 | ||
Г | SО2 | ||
Е | NН3Cl2, фенол |
Забракованные баллоны отмечаются рифленым клеймом: крест в круге диаметром 12 мм. Такие баллоны отправляются в металлолом.
На верхней сферической части баллона имеется клеймо, на котором устанавливается:
- товарный знак завода-изготовителя;
- номер баллона;
-масса баллона, кг;
- вместимость, в л;
-дата изготовления (испытания);
-год следующего испытания;
- рабочее пробное давление.
Периодическое освидетельствование баллонов включает: осмотр поверхности, проверку массы, вместимость и гидравлические испытания. Гидравлические испытания проводятся пробным давлением, которое выдерживают в течение 5 мин (за исключением ацетиленовых баллонов, из-за взрывоопасности).