1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях В январе 1864 вышло положение «о губернских, уездных и земских учреждениях». Создавались земства, они формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земскучрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-тьместнучрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)
2. Городская реформа. (1870)Городовое положение:
создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором.
Недостатки:
1. об-во не было допущено в центр госучрежд-я, не могло влиять на политику центра
2. были предоставлены неравные избир права
3. контакты между земствами были запрещены
3. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
|
|
1. ликвидировалась сословная система судов
2. было объявлено рав-во всех перед законом
3. была введена гласность судопр-ва
4. состязательность судопр-ва
5. презумпция невиновности
6. несменяемость судей
7. единая система судопроизводства
Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды
Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности
-Для поднятия компетентности высшего военного рук-вавоен мин-во было преобразовано в генштаб
-Вся страна была разделена на 6 воен. округов
-Было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения
-Была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинскпов-ть.
С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти просвещения: Была продиктована экономическая потребностями. Коснулась всех сфер.
Реф-маначобр-я: В 1863 вышел устав нач. народных училищ, он положил начало созданию системы гос. начального обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.
Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.
1. программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности
2. в этот перидод получает развитие среднее женскобр-е, начинают создаваться женские гимназии.
3. женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей
Университетское обр-е: Александр2 предоставил университетам большую свободу. Это было обусловлено новым универс. уставом 1863 года. Свободы:
- Студенты могли создавать студорг-ции
|
|
- Получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
- В университеты допускались все вольножелающие
- Студ-там предоставлялось право на выбор ректора
- Было введено студсамоупр-е в виде совета фак-та
- Создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ Александра2:
1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р
2. способствовали началу формиров-я в России об-вебурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)
3. способствовали формиров-ю гр. самосозн-я
4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.
Недостаток: они не ликвидировали систему абсмон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г-ва.