double arrow
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века. Их влияние на характер и итоги развития России

1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». Создавались земства, они формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земскучрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-тьместнучрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)

2. Городская реформа. (1870)Городовое положение:

создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором.

Недостатки:

1. об-во не было допущено в центр госучрежд-я, не могло влиять на политику центра

2. были предоставлены неравные избир права

3. контакты между земствами были запрещены

3. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

1. ликвидировалась сословная система судов

2. было объявлено рав-во всех перед законом

3. была введена гласность судопр-ва

4. состязательность судопр-ва

5. презумпция невиновности

6. несменяемость судей

7. единая система судопроизводства

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности




-Для поднятия компетентности высшего военного рук-вавоен мин-во было преобразовано в генштаб

-Вся страна была разделена на 6 воен. округов

-Было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения

-Была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинскпов-ть.

С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти просвещения: Была продиктована экономическая потребностями. Коснулась всех сфер.

Реф-маначобр-я: В 1863 вышел устав нач. народных училищ, он положил начало созданию системы гос. начального обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.

Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.

1. программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности

2. в этот перидод получает развитие среднее женскобр-е, начинают создаваться женские гимназии.



3. женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей

Университетское обр-е: Александр2 предоставил университетам большую свободу. Это было обусловлено новым универс. уставом 1863 года. Свободы:

- Студенты могли создавать студорг-ции

- Получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

- В университеты допускались все вольножелающие

- Студ-там предоставлялось право на выбор ректора

- Было введено студсамоупр-е в виде совета фак-та

- Создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ Александра2:

1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р

2. способствовали началу формиров-я в России об-вебурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)

3. способствовали формиров-ю гр. самосозн-я

4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.

Недостаток: они не ликвидировали систему абсмон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г-ва.






Сейчас читают про: