В эволюции общества важны все формы жизнедеятельности – материально-экономические, политические, религиозные, моральные и другие – в их историческом единстве и взаимосвязи

Не отрицая огромное детерминирующее значение технико-экономических факторов, необходимо все же сказать, что нельзя указать на единственный определяющий фактор для всей человеческой истории. На разных этапах социального развития главным может стать любой из названных факторов.

Общество – вероятностная система, источник развития которой является достаточно сложным, включающий целый спектр разных сил – природных, социальных, духовных.

Их соотношение изменяется в ходе истории и не может быть предусмотрено с математической точностью.

На формирование той или иной общественной структуры влияют и природные особенности, и наука, и экономика, и техника, и технологии, и устройство политической системы, и существующая идеология и уровень духовной культуры, и национальные особенности, и международные условия, и роль личности.

Таким образом, история общества обусловлена совокупностью различных факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве основных детерминант.

Опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию общества.

2.Проблема направленности и смысла истории – это философская проблема, которая имеет корни в непосредственной жизни людей и потому имеет особое значение.

Философия понимает историю не как совокупность исторических событий и фактов, а как реальность, которая создается человеком и имеет для него значимость и ценность.

Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия "современность" - комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, проводивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки.

Во-вторых, модернизация - это процесс превращения традиционного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями.

В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых дли слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Исходя из этого, модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества.

Научное осмысление этого процесса нашло свое выражение в целом ряде концепций модернизации, разнородных по своему составу и содержанию и не представляющих собой единого целого. Эти концепции стремятся объяснить процесс закономерного пе-; рехода от традиционных обществ к современному и далее - к эпохе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К.Маркс, О.Конт, Г.Спенсер), концепция формальной рациональности (М.Вебер), теория механической и органической модернизации (Э.Дюркгейм), формальная теория общества (Г.Зиммель), которые, различаясь своими теоретическими и методологическими установками, тем не менее едины в своих неоэволюционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

1) изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми;

2) эти изменения необратимы и идут к неизбежному финалу -модернизации;

3) изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

4) все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

5) большое значение имеют внутренние источники этого движения;

6) модернизация принесет улучшение существования этих стран.

Кроме того, было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Рассматривая механизм модернизации, все теории утверждают, что это спонтанный процесс и, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой. Предполагалось, что достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевидению), как всем тут же захочется жить так же.

Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Последние десятилетия также показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно сочетаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейности мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории модернизации, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

Среди ученых, занявшихся этой проблемой, нужно упомянуть прежде всего С.Хантингтона, который назвал девять главных характеристик модернизации, обнаруживающихся в явном или скрытом виде у всех авторов данных теорий:

1) модернизация - революционный процесс, ибо он предполагает кардинальный характер изменений, радикальную смену всех институтов, систем, структур общества и человеческой жизни;

2) модернизация - комплексный процесс, ибо он не сводится к какому-то одному аспекту общественной жизни, а охватывает общество в целом;

3) модернизация - системный процесс, потому что изменения одного фактора или фрагмента системы побуждают и определяют изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту;

4) модернизация - глобальный процесс, так как, начавшись когда-то в Европе, она охватила все страны мира, которые либо уже стали современными, либо находятся в процессе изменения;

5) модернизация - длительный процесс, и, хотя темпы изменений достаточно велики, для ее проведения требуется жизнь нескольких поколений;

6) модернизация - ступенчатый процесс, и все общества должны пройти одни и те же стадии;

7) модернизация - гомогенизирующий процесс, так как если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;

8) модернизация - необратимый процесс, на ее пути могут быть задержки, частичные отступления, но, раз начавшись, она не может не завершиться успехом;

9) модернизация - прогрессивный процесс, и, хотя на этом пути народы могут испытать много невзгод и страданий, в конечном счете все окупится, так как в модернизированном обществе неизмеримо выше культурное и материальное благополучие человека.

Духовная жизнь общества – это сфера общественного бытия. Общественным бытием является общественное сознание. Общественное бытие и общественное сознание – категории бытия применительно к обществу.

Структура духовной жизни: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные деятельностью духовные блага, удовлетворение духовных потребностей.

Противопоставление общественного сознания общественному бытию имеет смысл только в рамках основного вопроса философии. Так, первичность сознания по отношению к бытию существует в теории общественного договора (Гоббс). В марксизме – «люди, развивающие свое материальное производство и свои материальные отношения, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления», т. е. не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.

О.С. - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. О.с. порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. О.с. формируется с учетом вида материального производства.

Структура о.с. О.с. состоит из двух уровней: обыденное сознание и научно-теоретическое сознание.

Обыденное или эмпирическое сознание основано на житейских наблюдениях. Специфику обыденного с. раскрывает термин массовое сознание. Хотя массовое сознание включает элементы научного, теоретического знания, такое явление, как массовая культура, обращено, прежде всего, к обыденному сознанию. В обыденном сознании часто встречаются такие явления, как предрассудок, т.е. необъективное понимание или предубеждение по поводу группы лиц или какого-то отдельного человека.

Научно-теоретическое сознание обращено прежде всего к разуму (виды – научное, правовое, эстетическое, этическое).

Понятие духовного производства принадлежит Марксу. Духовное производство – производство предметов искусства, литературы, идей, которые в конечном итоге облекаются в материальные формы в виде книг, печати, телевидения. С понятием духовного производства связаны понятия опредмечивания и распредмечивания, находящиеся в диалектическом единстве. Человек усваивает идеи, описанные в книгах, переводит их в образный или абстрактный язык для себя, т.е. распредмечивает.

Формы о.с. – отражение в сознании людей объективного мира и общественного бытия. Формы о.с. – различные виды духовного освоения действительности, это – политика, правовое сознание, религия, наука, нравственное, эстетика, философия. Они различаются по предмету и форме отражения, по социальной функции, по закономерности развития, по степени зависимости от общественного бытия.

При всей зависимости от общественного бытия общественное сознание обладает самостоятельностью, потому что изменения в материальной жизни общества никогда заново не создают продукты общественного сознания (предметы искусства, литературы, нормы морали), накопленные научные, художественные, этические и философские идеи не изменяются мгновенно, зависят от накопленного ранее мыслительного материала, подчиняются своей внутренней логике развития. Также духовным проявлениям свойственна значительная сила инерции, борьба нового и старого, но побеждает тот накопленный материал, который отвечает изменившимся проявлениям обновленного общественного бытия (новые общественные отношения вызывают новые моральные нормы, формируют новое религиозное, нравственное, эстетическое сознание).

Каждая форма о.с. имеет свой предмет рассмотрения: политика – идеи, наука – конкретные знания о природе, человеке, обществе. Соответственно и свою форму отражения: в искусстве – художественный образ, в науке – научное понятие, в этике – нравственные нормы, мораль, в правовом сознании – законы.

Богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность различных форм о.с.

Влияние общественного бытия на общественное сознание происходит опосредованно, прежде всего через политику и идеологию.

Идеология – один из аспектов мировоззрения (Платон, Аристотель). Частный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиции определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Отстаивая свои интересы, партии генерировали соответствующие им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи, цели, выстраивается система авторитетных идеалов. И.- отражает действительность не так целостно-непосредственно, как нравственная психология, а опосредованно вырабатывая свой абстрактный инструментарий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: