Понятие «социальная экология». Экологические кризисы

2.

Человек, как и человеческое общество в целом, являются частью биосферы. Сложное и более многообразное чем у каждого человека взаимодействие человеческого сообщества с окружающей средой является продолжением общей экологии и называется «социальной экологией» (от слова «социум» - человеческое общество). Формирование этого направления в экологических исследованиях обусловлено тем, что развивающееся человеческое сообщество стало мощной геологической силой, преобразующей природу. Несмотря на то, что период бурного развития технического процесса и возрастающего воздействия на окружающую среду имеет сравнительно небольшую продолжительность в истории Земли, его влияние имеет исключительное значение по результативности действия на все живые организмы и биосферу в целом.

О темпах прогрессивного развития человечества свидетельствуют такие факты:

- первые предки человека, которые появились около 3 млн. лет назад, в течение 2,5 млн. лет, то есть до 30-50 тыс. лет назад только использовали то, что находили в окружающей среде – собирали съедобные растения и ловили мелких диких животных; - по мере роста численности популяции возник кризис присваивающего хозяйства - нехватка кормовой базы из-за истощения доступных естественных ресурсов съедобных растений и истребления небольших животных в местах обитания древних людей; этот кризис удалось преодолеть путем перехода на коллективную охоту на крупных зверей и применения орудий (лук, копье, гарпун), а также разделения труда между участниками охоты;

- в ледниковый период (около 10-30 тыс. лет назад, то есть через 20-30 тыс. лет) наступил кризис консументов – погибли такие крупные животные как мамонт, пещерный медведь, носорог, естественная пищевая база уже не могла прокормить людей; выход из этого кризиса был найден в переходе от присваивающего к производящему хозяйству, человек стал выращивать полезные растения на лучших участках земель и разводить животных. Развитие производящего хозяйства было важнейшим достижением первобытных общин и послужило фундаментом дальнейшего развития человечества, способствуя формированию основных отраслей сельского хозяйства, обеспечивших прогрессивное развитие человечества на несколько тысячелетий; приручение животных и окультуривание растений – наиболее крупные события на пути овладения человеком окружающей средой;

- следующий кризис возник около 2 тыс. лет назад, то есть еще через 8 тыс. лет, в аридных районах, когда лучших, наиболее плодородных и хорошо увлажненных земель стало не хватать и человеку пришлось широко осваивать неполивные земли; в этот период произошло опустынивание земель, как полагают ученые – из-за сведения лесов и чрезмерной нагрузки примитивного земледелия на почвы, что вызвало эрозию (разрушение) и засоление почв (следует отметить, что процессы расширения пустынных территорий из-за перевыпаса скота и нерационального земледелия продолжаются и в наше время, и во многих районах они приобрели характер крупных региональных экологических катастроф); в это время человек стал применять огонь и выпасал крупные стада животных на пастбищах, что изменяло состояние растительности, обедняло видовой состав угодий и вытесняло диких травоядных животных из их исконных мест обитания; распашка степей, вырубка и выжигание лесов под пашни, сооружение ирригационных систем в корне изменяли природные ландшафты. Занимаясь земледелием человек создавал новые искусственные, антропогенные системы – агроценозы. Сознательно управляемые подбором культурных расте6ний, мелиорацией, агротехникой, использованием удобрений, уборкой урожая и т.п. Сельскохозяйственная обработка земли разрушила естественные местообитания многих растений и животных, вытеснив их из мест обычного обитания, а некоторые виды поставила на грань уничтожения или привела к их исчезновению. Часть растений и животных приспособились к новым, созданным человеком условиям, достигли высокой численности, а многие из них стали сорняками или вредителями сельскохозяйственных растений;

- усложнение жизни вызвало необходимость облегчить труд то есть привело к началу технической революции, в процессе которой за короткий промежуток времени - 1650 лет – появились механизмы и машины, что, в свою очередь, вызвало развитие производительных сил общества. Стремительный рост научно-технического прогресса, позволил всего за 300 лет достичь практически современного уровня техники и еще за 150 лет произвести энергетическую революцию. С развитием промышленности человек стал производить наиболее существенные изменения в природе – в хозяйственный оборот вовлекались все новые и новые природные ресурсы, земли стали использоваться не по прямому назначению – для промышленных разработок полезных ископаемых, строительство дорог, населенных пунктов, для создания водохранилищ и т.п.;

- если до начала XX века воздействие хозяйственной деятельности людей на природу носило локальный и региональный характер, то к середине XX столетия оно стало глобальным, так как на Земле осталось мало районов, не затронутых хозяйственной деятельностью: даже во льдах Антарктиды обнаруживаются радиоактивные осадки, следы ДДТ и некоторых тяжелых металлов.

- современный экологический кризис называют уже глобальным; его характерными чертами являются: превышение возможностей редуцентов очищать биосферу от антропогенных продуктов, нехватка минеральных и энергетических ресурсов; эти явления связывают с научно-технической революцией.

Поступательное и динамичное развитие человеческого общества, включающего рост численности и потребления, расширяющегося освоения природы, ее ресурсов и ландшафтов, привело к существенным негативным изменениям взаимоотношений общества и природы. Возникло кризисное состояние системы «человек – биосфера». Характер и глубина антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов зависят от плотности населения, уровня технической вооруженности общества, длительности и интенсивности его воздействия на природу.

Ответной реакцией на кризисное состояние является экологическая революция, охватывающая все стороны хозяйства и изменяющая взгляды людей на природу и природопользование.

Естественно, что благополучное развитие человечества возможно лишь в том случае, если оно предпримет ряд согласованных мер по использованию ресурсосберегающих технологий и защите биосферы от загрязнения и разрушения. Многое зависит от уровня экологической культуры населения, которая формирует общественное мнение. Экологическая культура формируется в процессе эколого-природоохранного просвещения.

Понимание общих причин деградации биосферы пришло только в самое последнее время и в полной мере осознано далеко не всеми. Трудности заключаются в том, что последствия антропогенного воздействия на природу не всегда сразу очевидны и часто проявляются через десятилетия. Кроме того теоретические основы охраны природы разработаны учеными только к середине XX столетия.

В социальной экологии рассматриваются антропогенные факторы, играющие большую роль в преобразовании не только природной среды, но и социальных систем. Она дает реальную оценку технических, организационных, экономических, нравственных и других средств, подходов и методов решения экологических проблем.

Пути решения экологических проблем, обеспечивающие выживание человечества – это согласование человеком своей деятельности с возможностями природы и движение в двух направлениях:

1) технологическое – через разработку новых и совершенствование имеющихся технологий, соответствующих экологическим законам;

2) социальное – через рационализацию производства и потребления продукции. На этом пути необходимо разумно обосновывать с точки зрения экологии биологические и социальные нормы потребления.

Люди должны осознавать, что именно они, существа, наделенные разумом, стали причиной возникновения угрозы жизни не только для многих организмов, но и для самих себя. Следует помнить, что только за последние 20 лет накопилось столько проблем, вызванных их неразумной деятельностью, что устранение их потребует затрат, равных суммарному годовому объему ценностей, производимых всем мировым сообществом в течение года.

Следовательно, социальная экология тесно связана не только с общей экологией (наука о природных экосистемах), но и с целым комплексом наук и учебных дисциплин – социальных (культура, экономика, социология демография), естественных (биология, химия, физика, география) и прикладных (природопользование, энергетика, градостроительство) и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: